УЧЕНИЯ и религия

<

Хасидизм

(евр. хасид v "благочестивый") v религиозное движение, возникшее в XVIII веке. среди евреев Польши, Литвы и России. Основатель: Израэль бен Елиэзер (Бешт) (1700-1760). Его учение противопоставлялось учению раввинов и было направлено на подрыв их влияния. Распространилось среди беднейших слоев еврейской общины как протест против засилья раввинов и богатых евреев.

Учение Бешта во многом опиралось на Каббалу и отличалось крайним мистицизмом. Он учил, что вне и кроме Бога ничего не существует, что человек занимает особое место в мире, имея целью служение Богу, познание божественных тайн и слияние с Богом, и, наконец, что эта цель может быть достигнута не изучением Торы и Талмуда, чего требуют раввины, а страстной молитвой, старательным исполнением всех религиозных заповедей v благочестивым поведением.

Согласно учению хасидов, среди благочестивых евреев ведущую роль играет "цадик" (праведник), наделенный силой чудотворения и предвидения. Отсюда v вера хасидов в харизматического лидера, первым из которых был сам Бешт. В дальнейшем его власть и авторитет в хасидской общине наследовали другие ?цадики¦, и эта преемственность сохраняется до наших дней.

Хасидизму присуще "миссионерское" стремление вернуть к вере евреев, отшедших от иудаизма или принявших другую религию. Особенно характерно это для т. н. любавических хасидов (по названию местечка Любавичи в Смоленской области, откуда происходит династия "любавических ребе", где родился основатель династии ? рабби Шнеур Залман). Это движение называется также Хабад v аббревиатура ивритских слов "хахма"(мудрость), "бина"(постижение), "даат"(?знание¦).

Ультраортодоксальные группы в иудаизме составляют небольшое, но заметное меньшинство. В какой бы стране ни жили хасиды, которых часто называют хабадниками, они держатся вместе в закрытых общинах, практически исключая влияние на себя внешнего мира. В Израиле хасиды компактно живут в районе "Мэа Шеарим" в Иерусалиме, в США большая община хасидов живет в Нью-Йорке.

Первоначально резиденция главы хабадников находилась в Любавичах. После революции 1917 г. Любавический ребе был вынужден покинуть Россию и переселиться в Нью-Йорк. После смерти в 1994 г. последнего (седьмого) Любавического ребе, у которого не было преемников, движение осталось без лидера.

Хасиды входят в правое крыло религиозных движений Израиля, которое находятся в перманентном конфликте с государством. Вместе с фундаменталистской и экстремистской группой "Гуш Эмуним" (Блок верных) хасиды выступают за создание еврейских поселений на оккупированных территориях (Западный берег реки Иордан и в секторе Газа) и против возвращения этих территорий палестинцам, поддерживая идею создания "Великого Израиля".

Образование нынешнего, светского государства Израиль не является в глазах хасидов знаком мессианского спасения, т.е. религиозно оправданным. Вместе с "Гуш Эмуним", хасиды оказывают политический нажим на правительство Израиля. Религиозная идеология "Хабада" перерастает в политическую активность и определяет его несовместимость с неортодоксальными движениями в иудаизме, а также со многими светским еврейскими организациями.

"Хабад" занимает специфическую религиозную позицию, заметно отличающуюся от того, что является магистральной линией традиционного иудаизма. Ни в Израиле, ни в еврейской диаспоре традиция хасидизма не стоит в центре еврейской общественной жизни, а занимает маргинальные позиции. "Хабад" нигде не выступает в качестве объединительной силы, он всегда замкнут и обособлен. Не случайно последователи этого движения создали в Израиле свое, отдельное от других, поселение - Кфар Хабад.

Последователи любавического хасидизма в Израиле занимают ярко выраженную асоциальную позицию: имея большие семьи, мужчины отказываются работать, считая, что молитвы и богомыслие и есть основное занятие религиозного еврея. По этой же причине молодые хасиды призывного возраста отказываются служить в армии. Источником их жизнеобеспечения является социальная помощь, выдаваемая государством. Являясь представителями ультраортодоксальных взглядов, хасиды не допускают в свои кварталы всех, кто не является членом их общины. Особенно опасно для "чужаков" заходить в их кварталы в субботу, а всякий, кто рискнет в шаббат проехать по их улицам на машине, рискует быть побитым камнями...

"Хабад-Любавич" появился в Москве и Ленинграде еще в годы советской власти как нелегальное движение среди евреев-"отказников" (получивших отказ в выезде в Израиль). Первые общины любавичских хасидов появились в 1978-79 гг. Это были последователи тогдашнего реббе Менахема-Мендла Шнеерсона (из Нью-Йорка).

Лидером Хабад-Любавич в России является председатель Федерации еврейских общин России (ФЕОР), главный раввин Берл Лазар.

Синагоги любавических хасидов в Москве и области:
1. На Большой Бронной ул. д. 6, тел.: 202-45-30. Раввин ? Ицхак Коган.
2. В Марьиной роще 2-й Вышеславцев пер., д. 5-а (по другим сведениям Новосущевский пер. 4); тел.: 289 23 25 (по другим сведениям 289 94 23; 289 94 27).

Председатель обеих общин ? Куравский Зеев.

3. В Малаховке: пос. Малаховка, 2-й Коренев пер. Религиозная община "Меро", Косимовское ш., д.3. Председатель ? Абрамов Исаак Яковлевич (тел.: 558-79-56)

Хасидам принадлежат в Москве две иешивы (религиозные школы):
1. "Томхей Тмимим" (для мужчин)- ул. Абрамцевская, д. 6-а, тел.: 400 14 62. Руководитель ? раввин Борух Клейнберг.
2. "Махон Хая Мушка" (для женщин). Руководитель раввин Авраам Беккерман , тел.: 400 05 08

 


 

 

Сайт статьи- www.religio.ru -МИР РЕЛИГИЙ



Hosted by uCoz