(евр. хасид v "благочестивый") v религиозное движение,
возникшее в XVIII веке. среди евреев Польши, Литвы и России. Основатель:
Израэль бен Елиэзер (Бешт) (1700-1760). Его учение противопоставлялось
учению раввинов и было направлено на подрыв их влияния. Распространилось
среди беднейших слоев еврейской общины как протест против засилья раввинов
и богатых евреев.
Учение Бешта во многом опиралось на Каббалу и
отличалось крайним мистицизмом. Он учил, что вне и кроме Бога ничего не
существует, что человек занимает особое место в мире, имея целью служение
Богу, познание божественных тайн и слияние с Богом, и, наконец, что эта
цель может быть достигнута не изучением Торы и Талмуда, чего требуют
раввины, а страстной молитвой, старательным исполнением всех религиозных
заповедей v благочестивым поведением.
Согласно учению хасидов,
среди благочестивых евреев ведущую роль играет "цадик" (праведник),
наделенный силой чудотворения и предвидения. Отсюда v вера хасидов в
харизматического лидера, первым из которых был сам Бешт. В дальнейшем его
власть и авторитет в хасидской общине наследовали другие ?цадики¦, и эта
преемственность сохраняется до наших дней.
Хасидизму присуще
"миссионерское" стремление вернуть к вере евреев, отшедших от иудаизма или
принявших другую религию. Особенно характерно это для т. н. любавических
хасидов (по названию местечка Любавичи в Смоленской области, откуда
происходит династия "любавических ребе", где родился основатель династии ?
рабби Шнеур Залман). Это движение называется также Хабад v аббревиатура
ивритских слов "хахма"(мудрость), "бина"(постижение), "даат"(?знание¦).
Ультраортодоксальные группы в иудаизме составляют небольшое, но
заметное меньшинство. В какой бы стране ни жили хасиды, которых часто
называют хабадниками, они держатся вместе в закрытых общинах, практически
исключая влияние на себя внешнего мира. В Израиле хасиды компактно живут в
районе "Мэа Шеарим" в Иерусалиме, в США большая община хасидов живет в
Нью-Йорке.
Первоначально резиденция главы хабадников находилась в
Любавичах. После революции 1917 г. Любавический ребе был вынужден покинуть
Россию и переселиться в Нью-Йорк. После смерти в 1994 г. последнего
(седьмого) Любавического ребе, у которого не было преемников, движение
осталось без лидера.
Хасиды входят в правое крыло религиозных
движений Израиля, которое находятся в перманентном конфликте с
государством. Вместе с фундаменталистской и экстремистской группой "Гуш
Эмуним" (Блок верных) хасиды выступают за создание еврейских поселений на
оккупированных территориях (Западный берег реки Иордан и в секторе Газа) и
против возвращения этих территорий палестинцам, поддерживая идею создания
"Великого Израиля".
Образование нынешнего, светского государства
Израиль не является в глазах хасидов знаком мессианского спасения, т.е.
религиозно оправданным. Вместе с "Гуш Эмуним", хасиды оказывают
политический нажим на правительство Израиля. Религиозная идеология
"Хабада" перерастает в политическую активность и определяет его
несовместимость с неортодоксальными движениями в иудаизме, а также со
многими светским еврейскими организациями.
"Хабад" занимает
специфическую религиозную позицию, заметно отличающуюся от того, что
является магистральной линией традиционного иудаизма. Ни в Израиле, ни в
еврейской диаспоре традиция хасидизма не стоит в центре еврейской
общественной жизни, а занимает маргинальные позиции. "Хабад" нигде не
выступает в качестве объединительной силы, он всегда замкнут и обособлен.
Не случайно последователи этого движения создали в Израиле свое, отдельное
от других, поселение - Кфар Хабад.
Последователи любавического
хасидизма в Израиле занимают ярко выраженную асоциальную позицию: имея
большие семьи, мужчины отказываются работать, считая, что молитвы и
богомыслие и есть основное занятие религиозного еврея. По этой же причине
молодые хасиды призывного возраста отказываются служить в армии.
Источником их жизнеобеспечения является социальная помощь, выдаваемая
государством. Являясь представителями ультраортодоксальных взглядов,
хасиды не допускают в свои кварталы всех, кто не является членом их
общины. Особенно опасно для "чужаков" заходить в их кварталы в субботу, а
всякий, кто рискнет в шаббат проехать по их улицам на машине, рискует быть
побитым камнями...
"Хабад-Любавич" появился в Москве и Ленинграде
еще в годы советской власти как нелегальное движение среди
евреев-"отказников" (получивших отказ в выезде в Израиль). Первые общины
любавичских хасидов появились в 1978-79 гг. Это были последователи
тогдашнего реббе Менахема-Мендла Шнеерсона (из Нью-Йорка).
Лидером
Хабад-Любавич в России является председатель Федерации еврейских общин
России (ФЕОР), главный раввин Берл Лазар.
Синагоги любавических
хасидов в Москве и области:
1. На Большой Бронной ул. д. 6, тел.:
202-45-30. Раввин ? Ицхак Коган.
2. В Марьиной роще 2-й Вышеславцев
пер., д. 5-а (по другим сведениям Новосущевский пер. 4); тел.: 289 23 25
(по другим сведениям 289 94 23; 289 94 27).
Председатель обеих
общин ? Куравский Зеев.
3. В Малаховке: пос. Малаховка, 2-й
Коренев пер. Религиозная община "Меро", Косимовское ш., д.3. Председатель
? Абрамов Исаак Яковлевич (тел.: 558-79-56)
Хасидам принадлежат в
Москве две иешивы (религиозные школы):
1. "Томхей Тмимим" (для
мужчин)- ул. Абрамцевская, д. 6-а, тел.: 400 14 62. Руководитель ? раввин
Борух Клейнберг.
2. "Махон Хая Мушка" (для женщин). Руководитель
раввин Авраам Беккерман , тел.: 400 05 08
Сайт статьи- www.religio.ru -МИР
РЕЛИГИЙ