УЧЕНИЯ и религия

Джайнизм

В VI в. до н. э. в Индии, наряду с буддизмом, возникает еще одно религиозное направление - джайнизм. Его основателем был странствующий проповедник Вардхамана, которого позже стали называть Махавира ("великий герой") и Джина ("победитель") - отсюда происходит и название учения. Как и буддизм, джайнизм возник в среде придставителей касты кшатриев (воинов) и отражал то соперничество, которое еще велось между брахманами и кшатриями за лидирующее положение в обществе. Джайнизм отвергал ритуализм (прежде всего практику жертвоприношений) и абстрактный характер учения брахманизма, отвергал авторитет Вед и открыл доступ в свои общины представителям всех каст, хотя и не отказался от характерной для брахманизма кастовой системы.

Основой джайнизма является учение о наличии в мире двух начал - дживы (живого), обладающего вечной душой и сознанием, и адживы (неживого), или бессознательной материи. Джива и аджива находятся в непрерывном взаимодействии, порождающем все явления жизни. При этом джива облекается в оболочку материальных частиц, называемых карма, которая образуюет ее тело. Это тело, сковывая душу, повергает дживу в страдание и заставляет ее бесконечно перерождаться в различных материальных оболочках - т. е. удерживает в состоянии "несовершенного" бытия.

Дживы, находящиеся в плену "несовершенного" бытия, делятся на три категории, в зависимости от соотношения в них духовного и телесного начала. Низшую категорию составляют неподвижные дживы (стхавара), проявляющие только одно чувство души - осязание; к ним относятся растения, воздух, вода, огонь и земля. Ко второй категории относятся подвижные дживы (траса), обладающие четырьмя чувствами (осязание, вкус, обаняние и зрение) - это различные виды насекомых. В третью категорию объединены дживы, обладающие пятью чувствами (перечисленные выше четыре и слух) - птицы, животные, люди и боги.

К категории аджива (неживое) относятся пять понятий: пудгала - материя, дхарма - средство или среда, вызывающие движение или действие, адхарма - средство или среда, вызывающие отсутствие движения, акаша - пространство, и кала - время.

"Несовершенному" бытию противопоставляется мокша - состояние полного освобождения души от материальных уз, когда останавливается поток бесконечных перерождений и страданий и душа обретает способность управлять собственным бытием. Освобождения могут достичь только дживы, воплощенные в облике человека. Дживы, достигшие полного освобождения, получили название тиртханкары ("перевозчики через поток страстей"). Мифология джайнизма представляет тиртханкаров гигантами, живущими бесчисленное количество лет, и ярко описывает их подвижничество и чудеса. Тиртханкары периодически являются в этот мир, чтобы указать людям путь к спасению. Основатель джайнизма Вардхамана считается последним, 24-м тиртханкарой, явившимся в данную эру.

Каждый человек должен стремиться к освобождению от зависимости плоти и к достижению совершенного состояния души, в котором она приобретет четыре новых качества: безграничную веру, безграничное знание, безграничную силу и безграничное счастье. Для достижения освобождения человек обязан держать свою телесную оболочку под строгим контролем духа, поскольку душа достигает совершенства только после полного преодоления связующей силы плоти. При этом подчеркивается, что человек может достичь совершенства лишь своими собственными усилиями и никакая внешняя сила, никакое божество не может ему в этом помочь.

Для достижения мокши каждый джайн должен целиком осознать семь так называемых таттв (сущностей и состояний): 1) живое (дух); 2) неживое (материя); 3) проникновение материи в душу; 4) связывание души материей; 5) преодоления душой проникновения материи; 6) освобождение от влияния материи; 7) мокша.

Практическим путем, ведущим к освобождению, джайнизм считает аскетизм. Аскетизм джайнов направлен на активное истребление телесного элемента и отличается крайней суровостью. Он содержит такие правила, как полный отказ от одежды, соблюдение строгих постов, а также различные мучения и истязания плоти.

Кроме подавления телесного начала, правила джайнского поведения требуют неуклонного соблюдения ахимсы - отказа не только от убийства, но даже от причинения малейшего вреда любому живому существу. Ревностные джайны даже одевают на рот особые повязки, чтобы с воздухом случайно не вдохнуть мелкое насекомое, и не выходят на улицу с наступлением сумерек, опасаясь наступить в темноте на живое существо.

Подчеркивание преимущственного и даже нравственного значения аскетизма и строжайшее соблюдение аскетического образа жизни, предусматривающего тщательную разработку правил этого поведения, особо выделяют джайнизм из остальных религиозных течений Индии, практикующих аскетизм.

Культовая практика джайнизма включает посещение храмов, в которых совершаются церемонии почитания тиртханкаров, публичные исповеди и коллективное чтение священных текстов под руководством духовных наставников (ачарьев).

В ходе своего развития джайнизм разделился на ряд школ, наиболее значительными из которых являются ортодоксальная школа дигамбаров, или обнаженных (дословно "одетых в воздух") и школа шветамбаров ("одетых в белое"). В обеих школах существует институт монашества.

Священные тексты джайнов собраны в единый канон, основой которого являются Джайна-сутры.

Джайнизм и по сей день продолжает оставаться весьма влиятельной религией в Индии. Его последователи, численность которых составляет более 2 миллионов человек, в основном проживают в штатах Гуджарат и Раджастхан. Строгое соблюдение ахимсы делает для джайна невозможным занятие земледелием (вспашка земли влечет за собой убийство живых существ), поэтому подавляющее большинство джайнов принадлежит к торговым и ремесленным кастам. Джайны-торговцы, и особенно представители крупного бизнеса, представляют в современной Индии значительную финансовую и экономическую силу.

Джайны имеют несколько десятков институтов и колледжей, издают множество газет и журналов.

 

Борис Малышев

Сайт статьи- www.religio.ru -МИР РЕЛИГИЙ



Hosted by uCoz