Поклоняюсь Шри Адинатхе (Шиве), обучившему науке
Хатха йоги – лестнице, ведущей к достижению вершин Раджа йоги.
Сватмарама "Хатха Йога Прадипика"
Безусловно, подавляющее большинство людей что-то слышало
про йогу, или имеет смутное представление о ней, как о "завязывании тела в
узлы", "лежании на гвоздях", "созерцании пупка" и т.д. Что-то слышали и о
йогах в контексте всякой псевдо-эзотерической мишуры об "астралах",
"эгрегорах" и "космических разумах". К сожалению у многих пока именно
такое представление о йоге. А жаль :-)
Итак, Йога.
Слово йога имеет множество
самых разных значений и происходит от корня yuj
, что переводиться как: упряжка, крепко держать, соединять,
связывать. Кстати, от этого праиндоевропейского корня происходят множество
слов и в других мировых языках. Вообще же санскритские слова очень емкие и
многозначные, например у слова йога около 20-ти словарных значений.
Таким образом, слово йога в основном рассмотрении
означает "единение", "сосредоточение", "обуздание", "слитие воедино". Раз
речь идёт о единении, слиянии, то возникает закономерный вопрос - что под
этим подразумевается? Единение чего с чем?
Традиционный ответ - единение Брахмана и Атмана, то есть
источника всего сущего или некоего истинного уровня реальности с его
проявлением в каждом из человеческих существ. Ни больше, ни меньше. Здесь
намеренно не приводится никакой другой формулировки, поскольку есть люди
верующие, неверующие, буддисты, христиане, научные атеисты в конце концов,
и каждый из них имеет своё собственное мнение относительно принципов
мироздания и "источника всего сущего". Йога не требует от адепта
принадлежности к определённой конфессии, хотя исторически сложилось, что
свое развитие йогические практики получили в контексте духовных учений
Востока - индуизма, буддизма, даосизма, и это влияние существенно,
особенно на "продвинутых" этапах практики, связанных с визуализациями,
мантрами и т.п. Великие учителя Йоги никогда не отрицали значение других
религиозных конфессий, хотя с другой, "западной", стороны отношение было
не всегда однозначным.
Помимо своего этимологического значения, слово "йога"
несёт в себе и ещё один, более широкий и известный смысл. А именно, в
"популярном" понимании, йога - это система методов и практик работы с
телом и сознанием.
И наконец главное - в классическом трактате по йоге -
"Йога Сутрах" , приводиться знаменитое определение
:
yoga cittavritti nirodhah
"Йога
есть устранение неконтролируемых флуктуаций сознания"
В поэтическом переводе отечественного ученого Б.В.
Мартынова: "Йога - мыслеверти прекращенье", т.е. устранение постоянного
потока беспокоящих и отвлекающих мыслей.
Для чего? Об этом следующая
строфа:
tada drastuh svarupe avasthanam
"Тогда Зрящий в своей сущности остается"
Зрящий" - это наша истинная природа, то, что древние
называли Бог. Йоги считают, что каждый из нас обладает ей, но она
находится "в спящем состоянии", "заглушенная" суетой беспокойного ума и
привязанностями человеческого эго.
Автор Йога Сутр (ученые относят этот текст ко 2-3 векам
нашей эры) - индийский мудрец Патанджали описывает восемь
составных частей йоги. По порядку это: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма,
Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Рассмотрим их подробнее:
Яма - это этические предписания, хотя в
более глубоком понимании их скорее можно трактовать не как какие-то
религиозные догмы, а как практику самоконтроля по отношению к своему
функционированию в социуме. Включает: отказ от насилия, честность,
воздержание от ненужных трат энергии (в том числе и сексуальной энергии) и
непривязанность к материальным вещам.
Нияма - следующая группа предписаний:
внешняя и внутренняя чистота тела, удовлетворённость тем что имеешь,
настойчивость в практике, изучение священных текстов или самообучение,
непривязанность к плодам своей деятельности и посвящение результата
действий Ишваре (Высшей реальности или Богу).
Асана - поза, должна обладать
устойчивостью и удобством. Это достигается расслаблением и сосредоточением
на Бесконечном. Практика асан минимизирует влияние любых негативных
факторов на тело. Асаны бывают "тренировочные" - для очищения и укрепления
энергетических центров и каналов "тонкого" тела (посредством очищения,
укрепления и гармонизации физического тела), и "медитативные" - это
падмасана ("поза лотоса") с вариантами. Патанджали описывает только
несколько последних, предназначенных для сидячей медитации, а
разнообразные "йогические навороты" описаны в других классических текстах,
например в "Гхеранда Самхите".
Пранаяма - практики осознанного
регулирования дыхания, с целью контроля и гармонизации течения тонкой
энергии - "праны", что в свою очередь помогает овладеть своим сознанием и
расширить границы восприятия реальности.
Пратьяхара - полное стягивание внимания
"во внутрь". Как черепаха втягивает под панцирь свои лапы, йогин при
необходимости втягивает чувства восприятия внешних объектов и
сосредотачивается на внутреннем.
Дхарана - сосредоточение, концентрация
на объекте или процессе практики.
Дхьяна - "углубление" концентрации и
формирование непрерывного потока между воспринимающим и объектом
сосредоточения.
Самадхи - "вовлечение" в объект (в
данном случае - высшую реальность, изначальное состояние ума, Божество) и
полное погружение в него, состояние единства с ним. На русский можно
перевести как "самостность", "свершение", "завершение".
Последние три пункта Патанджали включил в раздел
"Совершенных способностей". И в совокупности дхарана, дхьяна и самадхи,
есть самьяма. Посредством самьямы над выбранным обьектом, можно постичь
свойства этого объекта и обрести вследствии этого определённые качества
или способности. Например путём самьямы над луной приходит знание
расположения звёзд, а благодаря самьяме на пупочной чакре, приходит знание
строения тела. Грубо говоря адепт начинает воспринимать реальность вне
зависимости от каких либо ограничений (пространства, времени и т.п.)
Помимо описанного здесь, сущесвует ещё масса существенных
деталей и нюансов относительно каждого из восьми пунктов. Помимо
особенностей ямы и ниямы, можно добавить, что искусство владения асанами -
это целая наука, как впрочем и пранаяма. А например самадхи имеет
несколько уровней или видов. А в качестве обьекта созерцания можно выбрать
любой объект и в конечном итоге невероятно расширив сферу восприятия
охватить бесконечность и прийти к полной тождественности с ней. Искусство
йоги постигается постепенно, и невозможно достичь высших целей без упорной
практики первых ступеней - ямы и ниямы как мировоззрения и асаны с
пранаямой как практики для тела, формирующей состояние сознания.
"Йога Сутры" Патанджали является одним
из наиболее авторитетных источников для всех практикующих индийскую йогу.
Считается что в этом тексте Патанджали систематизировал и описал основные
принципы этой древнейшей традиции, которые до этого тысячи лет
передавались лишь устно, от учителя к ученику. Текст посвящен основам
йогического мировоззрения, целям практики йоги, принципам работы созания,
разным ступеням медитации, т.е. относится скорее к Раджа Йоге.
Краткий исторический экскурс. Самые
первые свидетельства о йоге из ныне известных - раскопки древнейших
индийских городов Мохенджо Даро и Харраппа. В результате этих раскопок,
среди прочего, были найдены печати, например так называемая печать
Пашупати (относят к 3-му тысячелетию до нашей эры), на которой изображено
некое Рогатое Божество, предположительно "прото-Шива" сидящий в йогической
позе. Этот и некоторые другие факты дают основания предполагать, что
йогические техники имеют весьма древнее происхождение. Изображения
подобных поз можно встретить и в раскопках других древних цивилизаций,
например на территории Латинской Америки.
Виды Йоги.
Деление на виды в какой-то мере условно, поскольку все
эти направления йоги фактически не существуют одно без другого и скорее
являются составными частями друг друга. Просто существуют различные школы,
направления или линии приемственности, где по разному расставлены акценты,
т.е. в одной школе большее внимание уделяют одному аспекту практики, а в
другой другому. И соответственно это определяет название школы. Например,
Карма йога - практика бескорыстной деятельности, с целью помощи живым
существам, развития непривязанности, уничтожения негативной кармы
(последствий негативных поступков в этом и прошлых воплощениях), а
Кундалини йога – система практик, нацеленная на работу с внутренней
энергией, где самореализация достигается через подъём энергии Кундалини.
Но навряд ли авторитетный Мастер будет обучать опасным и мощным практикам
поднятия Кундалини человека, в котором все еще доминируют гордыня,
жадность, и т.п. То есть Карма йога все равно будет присутствовать в любой
традиционной школе.
Обычно перечисляются самые базовые направления:
Карма Йога - практика бескорыстного
труда на благо живых существ, отречения от плодов своей деятельности,
развитие щедрости, готовности помочь, и непривязанности к материальным
вещам. Считается, что этой практикой мы очищаем негативную карму, и что
особенно важно для практиков йоги - развиваем непривязанность, которая в
дальнейшем убережет нас от попадания в цепкие ловушки негативных тенденций
ума - жадности, эгоизма, лени, и т.п. Иногда карма йога может принимать
экстремальные формы - так например знаменитый святой 20- века Шри Бабаджи
из Хайдакхана, мог заставить только приехавшего в Индию западного ученика
таскать вручную тяжелые камни для постройки храма, что было для многих
шоком, но весь гонор и интеллектуальная спесь от такой практики
улетучивались быстро, и ученики выходили из такого "чистилища" уже
совершенно другими людьми.
Бхакти Йога - йога любви и поклонения
Божеству и Гуру. Испытывая сильный эмоциональный экстаз преданности,
бхакта отрешается от собственного эго, духовно сливаясь со своим
Божеством. Считается что бхакти йога - при условии искренней полнейшей
самоотдачи - быстрый путь к реализации, но подходит он в основном людям с
определенным складом характера (эмоциональным, склонным к экстатическим
переживаниям). На практическом уровне реализуется через ритуалы
поклонения, духовные песнопения, мантры, танцы и т.п. Отечественный
читатель может получить представление о пути Бхакти Йоги, наблюдая
например за кришнаитами (Общество Сознания Кришны), которые хоть и
являются нео-индуистской организацией, и многими индийскими единоверцами
не признаются авторитетными, но ярко воплощают принципы практики бхакти,
иногда даже "с перегибами" :-)
Джняна Йога - практика изучения и
постижения священных текстов - Вед, Упанишад, и других духовных учений,
получаемых из уст Гуру. Речь идет не просто об интеллектуальном накоплении
и систематизации знаний, как это происходит в западной науке, а именно
постижении, когда в следствии медитации над текстом или рассказанным
учением, практик "схватывает суть", т.е. происходит переход от размышления
к интуитивному озарению.
Есть более "специальные" направления - Кундалини
Йога (практики пробуждения божественной энергии Кундалини,
потенциально присутствующей в каждом человеке), Крийя Йога
( крийя - практика очищения, это могут быть и йоговские
чистки физического тела, и очищение ума мантрами и медитацией),
Нада Йога (йога звука - медитативная музыка и
песнопения), Янтра Йога (созерцание определенных
геометрических изображений - янтр , которое вводит в медитативное
состояние сознания).
И, конечно, Раджа Йога - практика
самореализации, основанная на работе с сознанием и внутренней энергией.
Если разобрать значение этого словосочетания, то становиться очевидно, что
раджа йога означает царское единение . Реализация
состояния Раджа Йоги - цель всей йогической практики. В более конкретном
смысле это обычно система духовных упражнений, связанная с визуализацией
энергетических каналов и чакр, начитыванием мантр и подобной мистической
практикой. Реально такие вещи получаются только лично из уст Мастера,
принадлежащего к традиционной линии ученической преемственности. Обучать
этому может человек, сам успешно завершивший этот этап развития, и
получивший (что не маловажно) подтверждение в этом от своих собственных
учителей. Парампара (линия ученической преемственности) - основа духовных
систем Востока. Это значит передача знания от учителя к ученику, как
вербальным, так и невербальным способом. Проще говоря – гуру не только
учит ученика, но и ещё передаёт ему энергию. Именно поэтому важна так
называемая "прямая передача" при которой сохраняется преемственность
знания и силы от учителя к ученику.
Если Вы встретите объявление в котором предлагается
посетить занятия по раджа йоге, то это скорее всего группа занимающаяся по
системе упражнений с преобладанием медитативных и дыхательных техник. В
общем работа с сознанием в чистом виде. При грамотном исполнении является
весьма эффективным методом развития, а при неграмотном - мягко говоря
"развития не в ту сторону", и именно поэтому таит в себе опасность для
большинства практикующих. Потому что многих отечественных "самоделкиных"
от эзотерики, которые сами никогда не обучались у традиционных учителей,
да еще часто обременены массой "гуруистских" амбиций и
"космически-эгрегориальных" фантазий, грамотными никак не назовешь. А если
тело и сознание не готовы и не хватает контроля, то есть весьма реальная
перспектива угодить в "дом скорби" с весьма печальным диагнозом. Или
заполучить крайне нехорошую, например онкологическую, болячку. Почему? Вот
как это объяснил один из современных преподавателей хатха йоги:
"...практикуя, мы учимся переключать сознание в другие режимы работы. При
переключении "в системе" возникают переходные процессы, а как известно
(даже из радио-электроники) - переходный процесс сопровождается всплеском
энергии в этой самой "системе". И здесь если "система" не готова (а у
99,9999999999 и т.д. % людей она не готова) к подобным "всплескам", то
отсюда и все беды..." Шиза на уровне сознания или рак на уровне тела.
Такая вот печальная картина..."
Где выход? Возникает очередной вопрос.
Хатха йога. Буквальный перевод слова хатха
– мощь, неистовство, насилие, необходимость, усилие. Также
символизирует: ха = солнце , тха = луна; баланс или союз
солнца и луны, активности и расслабления.
Среди прочих методов самореализации хатха йога уделяет
большое внимание работе с органическим телом.
Здесь уместно провести аналогию с техникой. Например, вам
необходимо добраться на машине до определённого места. Но автомобиль
ломается на половине пути и вам приходиться его покинуть и взять новый.
Надеюсь аналогия ясна. Так вот, если автомобиль – это наше органическое
тело, то хатха йога – это то, что не даёт рассыпаться автомобилю, а
наоборот налаживает, смазывает и подтягивает все гайки, что и позволяет
добраться до цели целым, простите за каламбур.
Хатха йога – это работа с сознанием посредством тела, и
именно поэтому люди практикующие хатха йогу физически здоровы и вполне
адекватны и вменяемы до последнего дня своей жизни, безусловно при
правильной практике. Это позволяет контролировать все свои действия и
проявления, начиная с телесных и заканчивая полным контролем сознания.
Практика хатха йоги потому так и необходима для "достижения вершин раджа
йоги", что является совершенствованием и подготовкой тела и сознания к
функционированию в любых необходимых режимах. Смотри эпиграф в начале
статьи.
Отличие хатха йоги от гимнастики в том, что хоть это и
работа с физическим телом, но ориентирована она на сознание. Существует
понятие – внутренняя работа . Помимо прочего, это определённая
направленность внимания в процессе практики и веками продуманное
поколениями мастеров омолаживающее воздействие на все связки и группы мышц
физического тела. Это основное и принципиальное отличие хатха йоги от
спорта. Поэтому практикующие хатха йогу имеют хорошее здоровье на
протяжении всей жизни (насколько позволяют усердие и карма :-), а у
профессиональных гимнастов или циркачей уже в 20-30 лет позвоночник
просто-напросто "убит".
Источники. Существует
несколько трактатов, являющиеся наиболее авторитетными для всех адептов
хатха йоги. Помимо "Йога сутр" это: "Шива Самхита", "Гхеранда Самхита",
"Хатха Йога Прадипика", есть и ряд других, чуть менее известных. В этих
трактатах даются краткие пояснения техник, инструкции по образу жизни
практикующего и т.д. Все эти тексты очень интересны, но многие моменты
специально написаны иносказательным языком, и нуждаются в адекватной
интерпретации, которую может дать только человек, посвященный в данную
традицию. Огромное значение для понимания имеет также качество перевода с
санскрита.
Кроме выше перечисленных, также существуют трактаты,
относящиеся не только к хатха йоге, с подробным описанием космогонических
взглядов, внутренних энергий и работы с ними, "тонкого" строения тела
человека, описанием чакр, энергетических каналов, работы с внутренним
звуком и мантрами и пр. Эти вещи относятся к учениям Тантры.
Текстов мало и они краткие еще и потому, что подобные
мощные и эффективные практики передавались испокон века устно, от учителя
ученику, чтобы сберечь учение от искажения, а также чтобы неподготовленный
ученик не навредил сам себе некорректной самостоятельной практикой. На
практики Тантры обязательно необходимо получить посвящение и наставления
авторитетного учителя (тексты говорят, что иначе мантры просто не будут
"работать"), но и хатха йогу очень желательно осваивать под руководством
наставника или в грамотной группе по йоге, поскольку трудно оценивать свои
ошибки в практике асан или пранаям самому. Существует также ряд полезных
современных работ по хатха йоге, в том числе и переведенных на русский
язык.
Всепостигающий йогин видит оком знания весь
мир в себе и все - как единого Атмана.