Вопросы и Ответы Вопрос: Прежде всего, не могли бы вы вкратце охарактеризовать, почему прекрасно достижение Махамудры? Ответ: Во-первых, освобождаешься от мирских желаний. Во-вторых, практикующий обретает Божественные силы. Вопрос: Не могли бы вы подробнее рассказать о факторах достижения Махамудры или же о явлениях, которые сопровождают процесс достижения? Ответ: Во-первых, условиями Махамудры являются 14 достижений. Это Жертвование, Заповеди, Отдаление, Мудрость, Состредоточенность, Стойкость, Терпение, Истина, Закрепление, Подтверждение, Святая Любовь, Святое Сострадание, Святая Похвала, Святое Безразличие. Затем, думаю, можно сказать, что процесс достижения Махамудры – это так называемые «Восемь пунктов победы» или «Восемь Просветлений». Вопрос: Я прошу вас немного подробнее разъяснить восемь Просветлений. Первое Просветление в сутре описано так: «Некий человек внутри себя имеет мысли-формы. Видя вовне различные формы, вызывающие небольшую любовь и ненависть, он преодолевает их и имеет мысль: «Я знаю, я вижу». Это и есть первое Просветление» Ответ: Это означает следующее: во внутреннем мире человек видит различный свет, «мысли-формы» или «мысли-цвета». Из-за сильных внешних раздражителей душа ещё подвержена колебаниям. Например, в отношении очень красивых людей или очень уродливых душа ещё приходит в расстройство. Но по отношению к раздражителям, приносящим небольшую дисгармонию, сознание не приходит в расстройство, преодолевает их. Это и есть первое Просветление. Вопрос: Следующее Просветление. «Некий человек внутри себя имеет мысли-формы. Видя вовне различные формы, вызывающие безмерные любовь и ненависть, он преодолевает их и имеет мысль: «Я знаю, я вижу». Это и есть второе Просветление». Ответ: Здесь идёт расширение состояния первого Просветления. Это состояние, когда по отношению к внешним раздражителям, вносящим значительную дисгармонию, душа не приходит в движение. Вопрос: Следующий уровень. «Некий человек внутри себя не имеет мыслей-форм. Видя вовне различные формы, вызывающие небольшую любовь и ненависть, он преодолевает их и имеет мысль: «Я знаю, я вижу». Это и есть третье Просветление». Ответ: Здесь говорится о состоянии души, которая не приходит в движение не на уровне поверхностного сознания, а на уровне подсознания. То есть, на уровне подсознания в отношении больших раздражителей душа колеблется, однако при малых раздражителях душа неподвижна. Думаю, можно уловить в этом отрывке именно такой смысл. Вопрос: Когда внутри нет «мыслей-форм», это означает вхождение в очень глубокое сознание? Ответ: Да, начинается углубление состояния «без форм». Вопрос: Следующее Просветление. «Некий человек внутри себя не имеет мыслей-форм. Видя вовне различные формы, вызывающие безмерные любовь и ненависть, он преодолевает их и имеет мысль: «Я знаю, я вижу». Это и есть четвертое Просветление». Ответ: Здесь точно также предшествующее состояние углубляется. По отношению к значительным внешним объектам красоты и уродливости подсознание не приходит в движение. Вопрос: Далее: «Некий человек внутри себя не имеет мыслей-форм. Вовне он видит различные цвета: голубой, голубых оттенков, с голубым сиянием. Он подобен цветам льна, которые голубые, голубых оттенков, с голубым сиянием. Он подобен гладкой с обеих сторон одежде, сделанной в Варанаси: голубой, голубых оттенков, с голубым сиянием. Таким образом, некий человек не имеет внутри мыслей-форм. Видя вовне различные цвета: голубые, голубых оттенков, с голубым сиянием, он превосходит их и имеет мысль: «Я знаю, я вижу». Это и есть пятое Просветление». Ответ: Можно сказать, что это пятое Просветление – совершенный опыт Мира Форм. Это опыт не Мира Страстей, но Мира Форм (Астрального Мира). В это время пространство становится совершенно голубым. И практикующий ученик, и гуру видят это одинаково. Это мир, где есть только голубой свет. Вот что это за опыт. Вопрос: Это отличается от обычного голубого цвета, который можно увидеть глазами? Ответ: Отличается. Это голубое пространство. Следующий процесс – пространство становится жёлтым, затем – красным, после – белым. Таковы восемь Просветлений. Но и это не конец. Далее возникает чувство, словно тело разрушается, расползается. И начинается Состояние Безграничного Пространства. Далее – внутри есть словно ножны, и оттуда внезапно расходится свет. На очень широкое пространство. Это Состояние Безграничного Различения. Затем форма полностью исчезает, и возникает состояние, когда не понимаешь, где сам находишься. То есть, непонятно, существуешь или не существуешь. В сутрах это состояние называется Состоянием Отсутствия Собственности. Когда ещё больше углубляешься в медитацию, то возникает состояние, при котором полностью исчезает вся собственная информация, когда нет ни мыслей, ни отсутствия мыслей. Это Состояние Не-познания и Не-непознания. Затем исчезает и это, и возникает состояние, когда полностью искоренены познание и опыт. Нет ни не-познания, ни не-непознания. Однако само существование есть. И есть только свет. Есть пространство. Таков процесс Махамудры. Поэтому, что касается Просветления в Махамудре, то, в зависимости от уровня человека, он может пройти от Состояния Безграничного Пространства до Искоренения Познания и Опыта, но, по крайней мере, через восемь Просветлений он пройдёт. Тот опыт, который я объяснил сегодня, обязательно испытывают практикующие, достигающие Махамудры. Они проходят голубое, жёлтое, красное и белое пространство. Затем спустился интенсивный свет, от которого перед глазами стало светло, как днём. В этом процессе все имеют такой опыт. Вопрос: Обязательно ли через это проходишь при достижении Махамудры? Ответ: До тех пор, пока не закончишь весь этот опыт, достичь Махамудры не получится. Во всяком случае, если в душе есть зацепки, например, зацепки в отношении красоты или уродливости, то пока не вырвешься из этого состояния, нельзя будет выйти на следующий уровень. Допустим, если есть сексуальное желание, или же думаешь: это красиво, а это грязно, это люблю, а это не люблю, – если привязан к такому опыту, то никогда не вырвешься с этого уровня. Поэтому до начала практики ставится такая цель: «Полностью заменить информацию» И это для того, чтобы во время практики не было зацепок. Если так сделать, то при вхождении в практику душевный внутренний опыт будет всё более и более продвигаться, и, к примеру, опыт восьми Просветлений можно будет пройти в один или два дня. Например, один из тех, кто достиг Махамудры уже давно в повседневной жизни подражает практике своего гуру. К примеру, спокойно ест испорченные продукты. Или же соблюдает заповеди, касающиеся секса. Или же ведёт особые медитации в отношении противоположного пола. В конечном итоге, так как медитация – это внутренний опыт души, то если вы, подобно ему, будете ежедневно продвигать свою практику, то при вхождении в медитацию уровень будет неуклонно и быстро повышаться. У тех, кто пытается достичь Махамудры, бывают, к примеру, такие проблемы: кто-то, например, был захвачен в мире красоты и уродливости и не может оттуда выбраться. Он ведёт трудную борьбу и бьётся в страданиях. Поскольку в нём нет информации, что привязанность к красоте и уродливости – это страдание, он никак не может оттуда выбраться. При этом, поскольку, практикуя, входишь в подсознание, где сложно осуществлять контроль, то если практикующий не создал основы, то сразу засыпает и хорошую информацию уже не может ввести. Вообще, Махамудра – это не такая уж сложная техника. И эти восемь процессов Просветления можно спокойно, один за другим, освоить. Поэтому, в конечном счете, любой человек может достичь Махамудры. Вопрос: При замене информации в поверхностном сознании используется какая-то специальная информация? Ответ: Вводится лишь информация, имеющая первостепенное значение, а именно: что лучше всего делать. Или же информация для укоренения желания достичь Освобождения. И ничего другого. Вопрос: Если сравнивать практику Махамудры с практикой Кундалини-йоги, то их уровень отличается? Ответ: Можно сказать, что практика Махамудры суровее. То, что нужно было сделать в течение 2-3 лет, но не смог, необходимо завершить, например, за 1 месяц. Поэтому, естественно, практика сурова. Можете считать, что в это время к человеку возвращается вся карма, накопленная им до сих пор. Те, уто достиг уровня Махамудры, имели опыт предельного состояния страданий, предельного напряжения. Ведь практика Махамудры – это не только та «практика», о которой говорят «практика», и в процессе Достижения обязательно через эти страдания проходишь. Один практикующий продолжал сидеть в Падмасане так, что у него из ягодиц потёк гной. Но, ничего не подкладывая, он продолжал сидеть. Действительно, это был Ад. Так выходила карма Ада, имевшаяся у этого человека. все достигшие Махамудры говорят: к нам возвращается лишь то, что мы сделали. Вопрос: У меня есть такое ощущение, что в общине Будды Шакьямуни практика заповедей была очень жёсткая. Так ли это? Ответ: Это действительно так. Ведь к нам возвращается лишь то, что мы сделали. Почему ученики Будды Шакьямуни обладали такой доскональной уверенностью в Законе кармы? Потому что всё, сделанное ими, возвращалось к ним в Самадхи. И на самом деле, если в Самадхи сконцентрироваться и пронаблюдать, это становится понятным. Для примера, допустим, в Муладара-чакре возникла сильная боль. Но если сознание переместить в Сахасрару или Аджня-чакру, боль исчезает. Но если концентрировать сознание в Муладаре, если сознание находится в Муладаре, боль становится всё сильнее. Что это означает? Боль как таковая непостоянна. И это одно из доказательств того, что она изменяется. А определяется это сознанием. Но если не сможешь, сконцентрировавшись, пронаблюдать это в Самадхи, то не поймёшь. Поэтому достижение Махамудры просто. Нужно непрестанно накапливать хорошую карму телом, речью и мыслями. Вопрос: При чтении буддийских сутр очень часто встречаются слова «вошёл в Самадхи» или «вошёл в медитацию». Такое ощущение, что они постоянно поддерживали состояние медитации. Ответ: Они медитировали три раза в день по три часа. Вопрос: Есть ли индивидуальные особенности при достижении Махамудры? Ответ: Индивидуальных особенностей нет. Вопрос: В самом деле нет?.. Ответ: Ну, например, и Шарипутта, и Махамоггалана были достигшими Махамудры, Душами, Достойными Пожертвования. Однако Шарипутта был лучшим в мудрости, а Махамоггалана – лучшим в Божественных способностях. В этом смысле различия существуют. Но что касается опыта практики, то обязательно все испытывают одинаковый опыт. Ещё одно я хотел бы добавить. В сущности, Махамудра – это достижение двух моментов: «Света» и «Освобождения». Свет определяется тем, сколько данный человек накопил Заслуг. А важный момент Освобождения заключается в следующем: насколько человек мог противостоять мирским желаниям, соблюдая Заповеди. Это же можно выразить словами «Правильный Взгляд» и «Спокойствие». Например, тем насколько точно соблюдаешь заповеди, определяется состояние Спокойствия. А тем, насколько много накопил Заслуг, определяется Правильный Взгляд. Вопрос: Вы раньше говорили, что для достижения Махамудры необходимы Заслуги и приверженность. Но также говорилось, что плюс к этому нужна сила мышления. Ответ: Если вошел в практику Махамудры, то такую тренировку ведёшь непрерывно. Дается такая практика, при которой сначала непрерывно тренируешься размышлять так, как думает гуру. Когда достигаешь определённого уровня, то на этот раз фиксируешь память на этой информации, повторяешь и тренируешься размышлять. И формируешь внутри себя такое состояние, где нет ничего. |