Беру Кьенце Ринпоче родился в 1947 году в Центральном Тибете и был узнан Его Святейшеством 16 Кармапой, как эманация Первого Джамьян Кьенце Ванпо, великого открывателя сокровищ и основателя движения Римей в XIX веке в Тибете. Он также является одной из эманации Манджушри. Одним из его прошлых воплощений были - великий йогин Ви-маламитра и несравненный мастер Гомпона - учитель Первого Карманы. В 12 лет Ринпоче покинул свою традиционную резиденцию в Каме (Восточный Тибет). Сначала он основал общину в Индии, затем построил монастыри Бодхгая (Индия), в Катманду (Непал), Тибете, основал более 200 центров и имеет много учеников по всему миру на Востоке и на Западе.Два года назад он побывал в Петербурге давая учение в буддийском храме Дацан Гунзэчойнэй. Во время встречи он дал благословение на перевод учения "Шесть бардо", опубликованного в журнале "Тен Дрел", издающемся во Франции. Летом 1989 года Беру Кьенце Ринпоче впервые передал учение в буддийском центре Дагпо Кагью Линг, во Франции. Наставления о шести Бардо, первую часть которых мы воспроизводим здесь, передавались одновременно с посвящением в сто мирных и гневных божеств. Особенностью обычного типа мышления является склонность к противопоставлению и дуализму, что позволяет определять бытие в терминах противопоставления жизни и смерти. Сама же смерть рассматривается как полное исчезновение индивида и прекращение существования за пределами этой жизни. Однако считаем нужным напомнить, что особое состояние, называемое "бардо" согласно тибетской традиции, является продолжением целостного существования, а не состоянием полной смерти. Практикующий буддист рассматривает свое существование как непрерывное взаимодействие различных Бардо. Смерть, в данном случае, не является отдельным объектом, а рассматривается как один из этапов единого глобального процесса. Шесть Бардо Брдо-это тибетское слово, означающее )"промежуток". Считается, что процесс существования в целом может быть разделен на шесть различных уровней: - Бардо жизни. Это период существования между моментом зачатия и физической смертью. - Бардо сновидения. - Бардо медитативного сосредоточения. Два последние состояния можно рассматривать как поворотные моменты сознания. - Бардо вхождения в смерть. - Бардо Дхарматы, или момент, когда ум получает возможность познать свою сущность. - Бардо Становления, или промежуточное состояние между двумя воплощениями. В настоящее время мы находимся в Бардо жизни, в котором получаем опыт сновидения, длящийся с момента засыпания до самого пробуждения. Кроме того, благодаря медитативной практике, появляется возможность получить опыт другого вида Бардо, длящегося с момента вхождения в медитативное состояние до выхода из него. Бардо вхождения в смерть начинается с первых симптомов растворения жизненных элементов тела до появления изначального Ясного света, или до момента выхода из состояния полной бессознательности, которое может длиться от нескольких часов до трех дней Опыт показывает, что продолжительность Бардо смерти может длиться от нескольких мгновений до 3-4 дней. Это зависит от состояния ума умирающего и степени его готовности к этому моменту. Бардо Дхарматы, во время которого проявляется истинная природа ума, называется Ясным светом и оно достигается только теми, кто в течение жизни занимался развитием понимания и чувства в опыте медитативной практики. Существует три типа Ясного света. - Изначальный Ясный свет, который является Дхарматой, истинной природой всех проявлений ума. - Ясный свет Пути - это ясный свет, появляющийся в уме благодаря медитативному опыту в течение жизни. - Ясный свет плода, опыт узнавания ясного света, который можно получить в момент смерти. Говорят, что изначальный Ясный свет похож на мать, а Ясный свет Пути, развитый посредством медитации, на сына. И как маленький ребенок, доверчиво бросающийся в объятия матери, увидя и мгновенно узнав ее, тот, кто развил Ясный свет Пути, мгновенно растворяется в изначальном Ясном свете Бардо Дхарматы, - это узнавание Дхарматы удивительно похоже на встречу сына и матери. Причина, по которой многие медитирующие умирают в состоянии медитации и остаются в ней какое-то время после физической смерти, заключена в том, что они получают опыт переживания изначального Ясного света. Для обычного существа, которое недостаточно медитировало и не развивало Ясный свет Пути, этот момент пройдет совершенно незамеченным, и оно сразу войдет в Бардо Становления. В некоторых текстах упомянают только четыре Бардо. Четыре или шесть Бардо - это не столь важно, так как речь идет об одном и том же. От Бардо становления к Бардо жизни Процесс перехода от одного вида бардо к какому-либо другому зависит от уровня духовного развития личности, мастерства, сознания и ясности ума. Для существа полностью пробужденного, как, например, Кармапа, процесс вхождения индивидуального сознания в матрицу не будет иметь ничего общего с подобным процессом у обычного человека. Новое рождение здесь не абсолютный результат кармических накоплений, а процесс конкретного выбора, определенного желанием придти на помощь всем существам. Процесс новой жизни в этом случае становится полностью контролируемым и ясно осознаваемым. Таким образом, зачатие и рождение могут происходить в наиболее подходящих для этого условиях. Кармапа установит, кто будет его отцом и матерью в будущей жизни, а процесс вхождения оплодотворенной яйцеклетки в матку будет происходить как дар посвящения.При этом родители и обстоятельства рождения будут восприняты рождающимся как мандала. Весь процесс совершится с ясностью видения пробужденного существа. Для обычных существ зачатие и рождение происходит без проявления свободы воли, совершенно бесконтрольно, как некое призрачное, обманчивое, смутное видение. В некоторых классических текстах описываются процессы рождения и различные состояния существования. Так, если существа воплощаются в виде животных, они не чувствуют вхождения в лоно как таковое и тем более не знают ни своих будущих родителей, ни себя самого. Все происходит подобно событиям в кошмарном сне, когда что-то неясное и пугающее окружает со всех сторон, вызывая глубокие переживания и страх. Желание найти какое-нибудь укрытие гонит с неодолимой силой. Под таким напором и происходит вхождение в лоно. С этого момента существо становится пленником своего нового существования. Так происходит вход в существование в низших мирах. Вместо сознательного действия для обычного существа переход из одного существования в другое является совершенно неконтролируемым, похожим на пугающий сон. Чтобы проиллюстрировать степень обманчивости и иллюзорности того, что испытывается в Бардо в момент вхождения в новое существование, мы приводим историю Другпы Кюнлея, великого тибетского йога. Это существо, полностью пробужденное, принимало такой шокирующий облик и манеру поведения, что приводило в замешательство любого. Он был добровольным нонконформистом, игнорировал установленные правила, желая разрушить укоренившиеся привычки и помочь каждому осознать свои заблуждения. И вот однажды, увидев молодого осла возле монастыря, он сказал, обратившись к монахам: "Вы думаете, что это просто ослик, но на самом деле это ваш настоятель, который умер не так давно. А знаете, что с ним произошло? Будучи в Бардо, он решил, что входит в прекрасный хрустальный дворец, а в действительности вошел в лоно ослицы!". Эти видения, лишенные объективной реальности, испытанные индивидуально, подобны тому, как двое спящих видят независимые и различные сны. Поэтому хотя и есть общие черты, присущие всем, находящимся в одном и том же Бардо, невозможно, однако, дать точное описание миров Бардо Становления. Призрачный характер, дает нам почувствовать иллюзию Бардо, он свойствен и нашему восприятию окружающего мира. Хотя наше видение мира кажется нам чрезвычайно реальным и устойчивым, на самом деле это бессознательное стремление нашего ума, привыкшего воспринимать как реальное то, что нереально, как постоянное то, что непостоянно и как удовольствие то, что в действительности является страданием. Эти же бессознательные тенденции, продолжающиеся после смерти, и обусловливают появление иллюзий Бардо. Бардо сновидения Бардо сновидения включает весь период сна от засыпания до пробуждения. Когда мы спим, привычки и склонности, появившиеся и сложившиеся в состоянии бодрствования, проявляются во время сна в виде бессознательных стремлений. Эти тенденции погружают обычного человека в сновидения, являющиеся следствием предшествующих действий. Таким образом, сновидение является прямым кармическим следствием. Мир сновидений воспринимается как совершенно реальный, в соответствии с нашим восприятием места, людей, которых мы знаем, происходящих в данное время событий, которых мы желаем или опасаемся,- все это действия, являющиеся следствием нашей жизни во время бодрствования. Итак, сон живет совсем как реальность, объективная и устойчивая, хотя с позиции бодрствования ее не существует. Сон длится иногда всего лишь мгновение, однако, когда мы видим его, нам никогда не придет в голову, что он может закончиться с пробуждением. Точно также во время бодрствования внутреннее стремление полностью доверять восприятию мира как реальности, порождает в нас отрицательные эмоции, такие как привязанность, неприязнь, ревность и т.д. Однако, если наше восприятие мира является в некотором роде иллюзией, то большинство снов являются иллюзией иллюзии! Нужно упомянуть и о существовании вещих снов, снов, предвещающих последующие события, или другие типы снов, которые являются воспоминаниями наших существований и имеют отношение к событиям глубокого прошлого. Эти сны видятся обычно рано утром прямо перед пробуждением. " Бардо жизни Сейчас мы находимся в Бардо жизни. В отличие от Бардо сна и Бардо смерти, мы обладаем некоторой свободой воли, возможностью действовать в соответствии с обстоятельствами как внутренними, так и внешними. Мы имеем возможность практиковать Дхарму. Поэтому мы можем использовать этот промежуток от рождения до смерти для ускорения рассеивания иллюзий, которые покрывают наш ум,стараясь приобрести добродетельные привычки или закрепить глубокие положительные устремления. Если же мы ничего не делаем для успокоения ума и уменьшения отождествления с отрицательными эмоциями, мы снова попадем в новый, полностью иллюзорный цикл. Для обучения и подготовки к тому, что следует за наступлением смерти, существуют специальные техники, в частности, "Шесть доктрин Наропы", которые были переданы ему Тилопой. Среди этих шести учений имеется так называемая "йога сна", или "йога Бардо". Она заключается в умении воспринимать все явления в состоянии бодрствования как иллюзорные и весьма схожие с теми, что чувствуют после смерти тела в Бардо. Что касается йоги сна, здесь речь идет об осознавании сна, когда находясь во власти сновидений, воспринимают сны - как иллюзию, не имеющую никакого отношения к действительности и изменяющуюся по желанию. Естественно, это требует большой умственной стабильности и интенсивной, усиленной, напряженной тренировки. Тем не менее, если как следует практиковать эти йоги, можно очень глубоко развить способность ума воспринимать явления такими, каковыми они являются на самом деле. В результате, вместо того, чтобы быть захваченным вихрем эмоций страха от оглушающего шума и ослепляющего света, в момент приближения смерти мы получим возможность войти в Бардо Становления, наблюдая явления в их истинном свете. Таким образом, избежав иллюзорных эмоциональных переживаний, можно подготовить себя к более спокойному прохождению процесса. Итак, в "Шести доктринах Наропы" смысл йоги иллюзорного тела заключается в восприятии всех форм как несуществующих, имеющих не больше реальности, чем радуга, всех звуков -пустых как эхо и всех мыслей, похожих лишь на мираж. Эта практика позволяет увидеть, что природа явлений, наблюдаемых обычно как объективно реальные, в действительности иллюзорна. Благодаря этой тренировке и привычке идти дальше простой видимости вещей, чтобы понять их сущность, развивается устойчивое состояние, которое позволяет в момент смерти выйти за пределы иллюзий Бардо. Разумеется, бесполезно просто говорить обо всех этих явлениях. Они могут быть восприняты только благодаря серьезной и постоянной практике. Польза этой йоги заключается в том, чтобы помочь уму выйти из привычных игр и подсознательных стремлений, а это может быть достигнуто только благодаря продолжительной тренировке. Для того, кто сможет довести до конца такую работу в процессе хотя бы одного ретрита, переход в Бардо будет намного проще. Проявленный мир, который мы воспринимаем в состоянии бодрствования как реальность, является на самом деле таким же иллюзорным, как сновидения. Мы являемся как бы пленниками этой видимости, которую мы воспринимаем как устойчивую, фиксированную, постоянную реальность - наши дома, окружающая среда, наши близкие... Нас делает пленниками наша неспособность видеть обманчивую сущность всего этого. Во сне мы иногда оказываемся в нелепых невозможных ситуациях, но, однако, нам не приходит в голову поставить под сомнение их существование. Во сне нет другой реальности, другого мира, чем сам сон. И все же при пробуждении мы отдаем себе отчет в его нереальности, неправдоподобности. Точно также, если бы мы могли пробудиться от псевдореальности, которую мы видим наяву, мы бы осознали ее, несомненно, иллюзорный характер. Наше убеждение, что эта реальность устойчива и объективна, то есть независима от нас, усиливает то, что наше видение подтверждает множество других людей. Тем не менее, у животных, например, другое восприятие реальности. Более того, внутри каждого вида существ имеются тонкие различия в восприятии реальности. Так, каждое человеческое существо воспринимает мир только ему свойственным образом, индивидуально, в зависимости от его "кармы восприятия". Но будучи вовлеченными в этот иллюзорный процесс, порожденный полным незнанием (авидья), невозможно распознать его истинную природу. Создается абсолютное убеждение в том, что все, что нас окружает, - существует само по себе, независимо от нас, и нет другой реальности. Совсем как во сне, переживая большую радость или большие неприятности, жару и холод..., наяву мы цепляемся за нашу реальность, которая является всего лишь плодом нашего воображения. Изначальная реальность одинакова для всех существ: просто она воспринимается по-разному в зависимости от различных уровней бытия. Существа сотрицательной кармой, которые развили чрезмерно пагубные стремления, воспринимают существующую реальность как страдание в виде пожирающего пламени или вечного холода преисподней. Другие представляют истинную реальность как область особого существования различных существ, третьи - как божью благодать, но, увы, временную, или еще как-нибудь, как только человек может ее вообразить. Эта изначальная реальность, когда она свободна от иллюзий и полностью очищена от неосознанных стремлений, предстает, как Земля блаженства Чистых Полей Будд. На самом деле, не существует, с одной стороны, мира, являющегося самсарой и, с другой, нирваны,- есть только объективная реальность, воспринимаемая либо искаженно, либо в ее настоящей сущности. Ключ освобождения от иллюзий и страданий, которые она несет, находится в осознании. С момента осознания истинной природы явлений и их иллюзорного характера наступает освобождение от иллюзий также, как при пробуждении ото сна Каково бы ни было Бардо, в котором происходит это осознание, оно является освобождающим. Но для этого нужно успокоить свой ум, установив в нем необходимую ясность и бдительность. К смерти без страха Все, что рождается, должно умереть,- от мельчайшего насекомого до полностью пробужденного Будды. И хотя смерть предопределена и никто не сможет ее избежать, мы боимся ее, часто отказываясь примириться с ее реальностью. Как бы там ни было, нужно быть готовым к тому, что когда-нибудь это произойдет. Отношение к смерти различно у того, кто практиковал учение Будды, подготавливая себя к смерти, и у непосвященного. Для того, кто не занимался духовной практикой, смерть страшна. Однажды приходит момент, когда нужно отказаться от того, к чему мы так привыкли: от семьи, друзей, вещей, собственности. Одно это делает мысль о смерти невыносимой. Более того, страдания от смерти и неизвестности, которые сопутствуют ей, делают перспективу еще более пугающей. Практикующий Дхарму знает, что единственная необходимо полезная вещь в этот момент - практика, которую необходимо осуществлять в течение жизни. Эта практика начинается с созерцания непостоянства и смерти, с осознания того, что все существа и предметы преходящи, и что родители, друзья и привязанности будут рано или поздно оставлены. Поэтому практикующий Дхарму при жизни подготавливает себя к смерти, к этому неизбежному событию. Он изучает различные фазы процесса - переход различных тонких элементов, составляющих тело человека, из одного в другой. Он подготавливает себя к переживаниям, связанным с приближением смерти также, как к галлюцинациям, которые появляются в уме в этот момент. Он настраивает себя на спокойную встречу этих страданий и страхов. Он знает, что с ним произойдет в момент ухода из этой жизни и что есть много способов совершить это путешествие в смерть. Таким образом, он может достичь в этот момент наилучшей готовности к осознанию и эмоциональному спокойствию, что обеспечит ему более мирный и легкий переход. Созвучные материалы: |