КВАНТОВАЯ ЧАСТИЦА И ЦВЕТОК ЛОТОСА.

ВЫВОДЫ УЧЁНОГО

 

Отрывок из книги Мэтью Рикарда и Тринх Ксан Тхана

«Квантовая частица и цветок лотоса. Путешествие к границе, где встречаются наука и буддизм».

Краун паблишерс, Нью-Йорк, 2001

 

 

Эти рассуждения являются частью постоянно продолжающегося диалога между наукой и буддизмом. Самое важное, что я из этого понял, - это то, что между буддийским и научным взглядом на реальность существует определённое сходство.

 

Некоторые буддийские представления о мире явлений удивительно сходны с основными понятиями современной физики, в особенности двух её важнейших теорий: квантовой механики, или физики бесконечно малых частиц, и теории относительности, физики бесконечно больших величин. То обстоятельство, что у буддизма и науки абсолютно разные методы исследования природы реальности, не только не является поводом для их непреодолимого противостояния, но напротив, ведёт к гармоничному взаимодополнению. Потому что и наука и буддизм стремятся найти истину, применяя одни и те же критерии - подлинность, точность и логичность.

 

Возьмём для примера одно из центральных буддийских понятий «взаимозависимость явлений». Ничто не существует само по себе и не является причиной собственного существования. Объект может быть определён только по отношению к другим объектам. Взаимозависимость необходима для проявления вещей. Без этого мир не смог бы функционировать. Поэтому любой феномен может существовать, только если он привязан к другим феноменам. Невозможно определить место реальности или разделить её на части. Реальность следует воспринимать как нечто цельное и всеобъемлющее.

 

Проведение нескольких физических экспериментов дало возможность и нам посмотреть на реальность с этой глобальной точки зрения. Исследования атомных и субатомных частиц показали, что реальность неразделима. Две мельчайшие частицы, находившиеся во взаимодействии, после разделения продолжают вести себя как части единой реальности. Как бы далеко ни находились друг от друга, они ведут себя одинаковым образом, одновременно изменяясь относительно друг друга, хотя между ними не происходит никакого обмена информацией. А что касается вселенной, то её глобальная природа видна на примере маятника Фуко: поведение маятника зависит не от непосредственного окружения, но от воздействия всей вселенной. То, что происходит на нашей маленькой планете, имеет своё определённое место в необъятном космосе.

 

В соответствии с идеей взаимозависимости всего сущего, объекты не могут быть определены абсолютными терминами, их можно определить только по отношению к другим объектам. По сути, эта идея лежит в основе принципа относительности движения, впервые открытого Галилеем и окончательно объяснённого Эйнштейном. Галилей утверждал, что «движение - это как ничто», имея в виду, что движение объекта невозможно определить абсолютными терминами, объект движется только по отношению к движению другого объекта. Пассажиры, которые находятся в движущемся с постоянной скоростью трамвае с заклеенными окнами, , не смогут определить с помощью каких-либо измерений или экспериментов, едет трамвай или стоит. Это возможно выяснить, только если в окнах будут видны удаляющиеся объекты окружающей действительности. Если не существует внешней точки отсчёта, то движение равнозначно не-движению. Буддизм говорит, что объекты существуют не сами по себе, а по отношению к другим объектам. И, в соответствии с принципом относительности, движение трамвая существует только по отношению к удаляющимся объектам местности.

 

Время и пространство утратили свои абсолютные характеристики, которыми их наделил Ньютон. Эйнштейн показал нам, что они могут быть определены только относительно, в зависимости от движения наблюдателя и

 

интенсивности силы тяжести вокруг него. Вблизи «чёрной дыры» одна секунда может тянуться целую вечность. Подобно буддизму, принцип относительности учит нас, что представление о том, что существует уже прошедшее прошлое и ещё не наступившее будущее, - чистая иллюзия, ибо будущие события одного человека могут быть прошлым для другого и настоящим для третьего - всё зависит от наших относительных движений. Время не проходит, оно просто есть.

 

Понятие взаимозависимости всего сущего напрямую связано с идеей пустоты, где пустота означает не ничто, но отсутствие самостоятельного существования. Так как всё взаимосвязано, то ничто не может существовать само по себе и являться самоопределяющим. Следовательно, идея о существовании неотъемлемых качеств, которые существуют «в себе» и сами по себе, должна быть отвергнута. Ещё один пример из квантовой физики говорит о её удивительном сходстве с буддийским взглядом на мир. Согласно Бору и Гейзенбергу, мы больше не можем рассматривать атомы и электроны как реально существующие частицы с определёнными свойствами, такими как скорость и положение в пространстве; теперь мы должны их считать частью мира, составленного из потенциальных возможностей, а не объектов и фактов. Тогда сама природа материи и света будет определяться взаимозависимыми отношениями. Качество материи и света больше не является чем-то неизменным, но может варьироваться в результате взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым объектом. Вещи по природе больше не уникальны, но двойственны и комплементарны. Феномен, который мы называем «частицей», становится волной, когда мы не наблюдаем за ним. Но стоит нам только начать проводить какие-либо измерения или наблюдения - он вновь выглядит как частица. Говорить о действительной реальности частицы или о той реальности, которой она обладает, не будучи объектом наблюдения, бессмысленно, так как нам никогда этого не понять. В данном случае квантовая физика перекликается с буддийским термином «самскара», или «событие»: открытия в области квантовой механики сделали радикально относительным наше представление об объектах, подчинив его измерению или, другими словами, событию. Более того, квантовая неопределённость накладывает строгие ограничения на то, с какой точностью мы можем измерять реальность. Всегда будет существовать некоторая степень неопределённости относительно скорости частицы или её положения в пространстве. Таким образом, материя утратила свою вещественность.

 

Буддийский термин «взаимозависимость» является синонимом «пустоты», которая, в свою очередь, синонимична «непостоянству». Мир подобен огромному океану событий, в котором всё время динамически взаимодействуют разные течения. Эта идея непрерывного, вездесущего изменения созвучна представлениям современной космологии. Нет больше неизменных небес Аристотеля или статичной вселенной Ньютона. Всё непостоянно. Всё движется и изменяется, от мельчайших частиц до целой вселенной, включая галактики, звёзды и человечество.

 

Вселенная расширяется благодаря импульсу, полученному от изначального взрыва. Уравнения теории относительности описывают эту динамическую природу вселенной. С теорией Большого Взрыва вселенная обрела свою историю. У неё есть начало, прошлое, настоящее и будущее. Однажды она погибнет - её поглотит пожар, или же охватит ледяная стужа. Все структуры вселенной - планеты, звёзды, галактики, группы галактик - находятся в постоянном движении и участвуют во всеобъемлющем космическом танце: они вращаются вокруг своей оси, движутся по своим орбитам, приближаются или отдаляются друг от друга. И у них тоже есть своя история. Они появляются, достигают зрелости и затем умирают. У звёзд жизненный цикл составляет миллионы или даже миллиарды лет.

 

В мире атомных и субатомных частиц также всё непостоянно. Частицы могут изменять своё качество: кварк может поменять свою семью или «вкус», протон может стать нейтроном и испустить позитрон и нейтрино. Материя и антиматерия нейтрализуют друг друга, чтобы стать чистой энергией. Энергия движения одной частицы может быть трансформирована в другую частицу, и наоборот. Иными словами, свойство объекта может стать объектом. Вследствие квантовой неопределённости энергии, пространство вокруг нас наполнено невообразимо огромным числом «виртуальных» частиц, имеющих мимолётное, призрачное существование. Постоянно появляясь и исчезая, своим бесконечно коротким циклом существования они прекрасным образом иллюстрируют непостоянство.

 

Итак, реальность можно воспринимать разными способами, и различные подходы - обращение внутрь или обращение наружу - могут привести к одним и тем же истинам. Буддисту такое созвучие не покажется удивительным. Так как мир явлений может восприниматься только через призму сознания, а сознание в свою очередь зависит от внешнего мира, истинная природа явлений не отделена от просветлённого ума Будды.

 

«Религия будущего будет космической религией. Ей предстоит превзойти единоличного Бога и отказаться от догм и теологии. Объединяя природное и духовное, она должна будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из опыта всех вещей, материальных и духовных, воспринимаемых как цельное единство. Этому описанию отвечает буддизм...

 

Если есть религия, созвучная потребностям современной науки, то это буддизм».(Альберт Эйнштейн)

Перевод с английского - Ольга Шмарина.



Hosted by uCoz