КРИЗИС РОЖДЕНИЯ - ТРАВМА НА ВСЮ ЖИЗНЬ    

 

 

                         

 

 

                       

Знакомо ли вам такое понятие, как "возрастной кризис"? Уверена - да. Многочисленная литература по популярной психологии в немалой степени способствует повышению образовательного уровня самой широкой аудитории. Мы знаем, что есть кризис трех лет, когда ребенок впервые начинает осознавать, что он - нечто отдельное от родителей, личность, если хотите. Есть подростковый кризис, когда неумолимо взрослеющий ребенок начинает отстаивать свое право жить в мире взрослых на равных с ними правах. Есть кризис среднего возраста, когда юношеские иллюзии вступают в неизбежное противоречие с суровой действительностью и надо учиться с этим жить. Есть кризис старости...

Кризис, кризис, - создается впечатление, что вся жизнь только и состоит из этих нелегких периодов. Мало того, существует, по мнению многих психологов, еще один, самый первый кризис (и об этом массовый читатель, даже интересующийся психологией, вряд ли слышал) - "кризис рождения". Что же это такое и как он влияет на всю дальнейшую жизнь и пойдет речь в этой статье.

Само слово "кризис" в переводе с греческого означает "переломный момент в развитии". Казалось бы, неочевидно, что это понятие можно применить к моменту рождения. Но не будем спешить с выводами. Для начала уточним один момент: существуют разные мнения о том, является ли еще не родившийся ребенок человеком? Христианские богословы, например, дают однозначно положительный ответ, в Монголии срок жизни человека исчисляется с момента зачатия, а медики до сих пор, говоря о внутриутробном развитии, избегают слова "ребенок", а тем более "человек", отдавая предпочтение понятию "плод". Между тем уже накопилось достаточно научных данных, чтобы смело говорить о том, что существо, находящееся в животе матери никак не может являться неодушевленным куском материи. Оно живет, развивается, чувствует, имеет свои привычки и предпочтения. Так почему же нельзя говорить о жизни до рождения?

Внимательная, любящая и любимая женщина, будущая мать не может не заметить, что существо, живущее у нее под сердцем, отзывается и, можно сказать, активно участвует во всех событиях ее жизни. Оно реагирует на резкие звуки, на движения матери, на ее настроение. И любая женщина знает, что ее душевное и физическое состояние в этот период крайне важно для развития ребенка. В последнее время даже родилось целое научно-практическое направление в педагогике - пренатальная педагогика. Ее суть проста: если ребенок, пускай еще и не родившийся, способен реагировать на определенные стимулы, то необходимо обеспечить ему такие стимулы, которые благоприятно сказывались бы на его состоянии и развитии. Тем более, что в утробе матери он уже обретает определенный опыт, который впоследствии скажется на всей его жизни.

Рациональное зерно в этой теории, конечно, есть. Но не стоит ее доводить до крайности. Очень хорошо, если будущая мать старается следить за своим настроением, используя для этого все доступные ей способы. Но вряд ли стоит рассчитывать на то, что, если она в период беременности будет регулярно ходить на концерты классической музыки, то ребенок в будущем станет известным музыкантом или хотя бы будет обладать абсолютным слухом - здесь, все-таки имеют значение совершенно другие, скорее наследственные, механизмы. С очевидностью можно утверждать лишь одно - если будущая мать еще до рождения ребенка заботиться о его развитии, то она будет хорошей, внимательной мамой.

Но вернемся к понятию "кризис рождения". До момента появления на свет ребенок, можно сказать, проживает в идеальных, просто райских условиях полного блаженства. Температурный режим его существования стабильный и удобный, окружающая среда имеет ту же температуру, что и его тело. Он обеспечивается кислородом за счет единой с матерью системы кровообращения, все питание он тоже получает из ее организма, не затрачивая на это никаких усилий. Ну просто идеальное существование! У него остается одна забота - расти. Но вот беда: он растет, а организм матери, питающий его, - нет.

И наступает момент, когда хочешь - не хочешь, а надо выходить из этого блаженного состояния. Наступает великий момент рождения. Вы даже представить себе не можете, какой это стресс! Поставьте себя хоть на минуту на место рождающегося ребенка. Представьте: вы почти в одно мгновение оказываетесь в каком-то месте, где температура воздуха никак не меньше пятидесяти градусов мороза, при этом вам нужно вдохнуть воздуха, потому, что привычный воздух вдруг куда-то исчез и с каждым вдохом в ваши легкие врывается нечто резкое, холодное, обжигающее. Добавьте к этому сотню прожекторов, которые все направлены на вас и заливают вас резким, нестерпимым для глаз светом, вызывающим почти боль. На вас обрушивается целый каскад громоподобных, резких звуков, которые вы, естественно, воспринимаете, как угрожающие. И еще - резкий сильный удар по вашему телу чем-то тяжелым и колючим. По неволе закричишь в полный голос! Ну что? Хорошая страшилка получилась? Прямо фильм ужасов, да и только. Но это все правда. Всю эту гамму чувств новорожденный, действительно испытывает в полном объеме, впервые появляясь на этот свет. Он не привык к окружающей температуре, которая в родовой палате по нашим меркам вполне нормальная, он не умеет дышать нашим воздухом, свет этого мира для него слишком ярок, звуки - громки и резки, свет - болезнен, а уж прикосновения - так вообще травмирующие. Ну как тут не получить стресс. Самый первый в этой жизни...

Вот как образно живописует эту картину один из известных психологов: "Вы говорите, ада не существует? Но он есть. И не там, не за порогом жизни, а в ее начале. Что если вас нагими поместить в холодильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов?". Так происходит наше первое столкновение с действительностью. Очень болезненно происходит, надо сказать. Одному из учеников Фрейда принадлежит концепция, так называемой, травмы рождения. Ученый полагал, что отрыв от организма матери и погружение в неблагоприятную внешнюю среду - самое сильное травмирующее переживание за всю жизнь человека и именно оно определяет все последующие негативные стороны нашей психики. Так это или нет - проверить трудно: не помним мы этого страшного момента нашей жизни и может быть в этом полном вытеснении есть какой-то великий смысл. Как знать?

Тем не менее, эта теория и по сей день имеет явных и неявных сторонников. Пример: люди, пропагандирующие роды в воде. Считается, что таким образом снимается значительная часть стрессовых моментов для новорожденного и психика его в дальнейшем более устойчива, чем у сверстников, родившихся по старинке. Явных доказательств правильности этого подхода нет. Но в любом случае, младенец, свободно плавающий с первых дней жизни, получает хорошую физическую закалку.

Современная техника приема родов даже в самых обеспеченных клиниках основывается совсем на иных правилах организации внешней среды в момент рождения. Так что дети, которым еще предстоит родиться, появятся на свет так же, как и многие поколения их предков. Что, впрочем, едва ли очень плохо. Все мы родились "по старинке", но ведь немало среди нас людей спокойных, уравновешенных, благополучных и счастливых, несмотря на экстремальные условия появления на свет. Безусловно, "травма рождения" существует, хотя бы в силу чисто физических причин. Но вряд ли стоит говорить о ее глобальных последствиях на всю оставшуюся жизнь. Кризис новорожденности - явление закономерное, естественное и неизбежное. Всех нас ждут те или иные испытания на жизненном пути. И каким человеком станет родившийся ребенок, зависит в первую очередь от того, как он научиться справляться с этими испытаниями, а не от того, подстелили ли ему соломку на первых же минутах жизни или - нет.

Автор: Е. Егорова, психолог

 

 

           



Hosted by uCoz