ГЮКЕ, ДЗОКЕ И РАНКЕ.

           

В тибетской традиции существует несколько видов горлового пения.

 

Такие монастыри школы Гелугпа как Сера, Ганден, Дрепунг, Гьюто в основном применяют стиль «дзоке» и «ранке». Наиболее распространен из них – «ранке» - это пение обычным голосом, часто применяемое в быстрых речитативах. Стиль же «дзоке» уже является более сложным, и требует специального обучения, это так называемый обертонный тип пения и  далеко не во всех монастырях возможно его услышать. Объяснение способа этого звукоизвлечения чрезвычайно сложно и не поддается словесному фиксированию. Лишь прямая передача от учителя к ученику, постоянный тренинг в течение многих лет могут привести к успеху, но и то, увы, не всех.

 

 

 

Однако существует еще более редкий тип обертонного горлового пения. Ему обучают и применяют его лишь в одном-единственном монастыре, в монастыре -  «Гьюдмед» традиции гелугпа, и он представляет собой предмет большой гордости монахов. Называется он «гюке» (гю - по тибетски "тантра", ке –  «звук»). «Гюке» – это высочайшая вершина в искусстве тибетского горлового пения. Именно этот прием вокального звукоизвлечения, открытый Джецуном Шерабом Сенге в мистическом видении- сне, послужил толчком к основанию им в 1433 году монастыря «Гьюдмед». Все монахи монастыря в своем обучении делают большой акцент на этом стиле, но он все-таки настолько сложен, что чистым «гюке» на данный момент из 550 монахов  владеют от силы 5-6 человек. Остальные же используют смешанную технику «гюке» и «дзоке».

 

  Рассказывают, что в древности на Тибете для улучшения вокальных данных в стиле «гюке» использовали следующий способ. Поднявшись ранним утром, еще до начала всех ритуалов и церемоний, начинающий монах шел на монастырскую кухню и испрашивал там небольшой кусок свежего сырого мяса. Затем он уединялся в своей келье, привязывал к этому куску мяса прочную суровую нить и проглатывал его. Вслед за этим, он брался за нить и вытаскивал этот кусок мяса из горла обратно, а затем снова проглатывал и снова вытаскивал и так много раз подряд. Благодаря таким нехитрым, но весьма опасным действиям монахи в результате достаточно быстро разрабатывали свои голосовые связки, и увеличивали горловое отверстие. Их голоса становились хриплыми и низкими, мышцы-связки получая дополнительный «насильственный» тренинг, приобретали способность к большей пластичности и становились чрезвычайно выносливыми, что было крайне уместно, если учесть, что некоторые ритуалы длятся по несколько дней к ряду.

 

  Вообще говоря, непрофессионалу довольно трудно заметить на первый взгляд разницу между чистым «гюке» и «дзоке». И в том и в другом случае мы слышим необычайно много непривычных по своей тембральной окраске низких частот и обертонов. И в том и в другом случае присутствует самый главный сакральный компонент обертонного пения – та непередаваемая на словах вибрация звука, которая, собственно и творит чудеса. Однако, все же, посвященный во все нюансы и тонкости подобного звукоизвлечения, слышит и видит пропасть, которая разделяет эти два стиля. В пении «дзоке» участвуют только связки горла, звук же «гюке» зарождается не в горле, а в центре тела, в районе живота, и, поднимаясь через грудную клетку и горло, приобретает глубокий, таинственный бархатный оттенок. К традиционной силе и мощи низких частот «дзоке», которые рождаются посредством резонанса самых нижних участков связок горла, прибавляются некие «мистические» составляющие иных резонаторов тела. В пении «гюке» участвует и резонатор грудной клетки, и диафрагма, и мышцы живота. В пении же «дзоке» живот и диафрагма расслаблены и их дополнительные резонаторные возможности не используются.

 

                 Что касается каких-либо интервалов, аккордов или иных искусственных структур, применяемых в европейской традиции,  то в тибетском обертонном пении они никогда специально не строятся. Нет и «раскладки голосов» по каким-либо тонам, полутонам или четверть тонам. Дело в том, что сама структура  «гюке» или «дзоке» подразумевает некую идентичность в извлекаемом звуке. Поэтому все возникающие обертона, «интервалы» и «умопомрачительные» секунды – плод спонтанного развития звука, его естественное бытие. Соединение различных голосов в единое звуковое целое достигается не за счет высоты тона, а за счет специфики извлекаемого звука. Превалирующими характеристиками здесь являются, прежде всего, динамика звука, его интонации и внутренний ритм вибраций.

 

Овладевшие подобным стилем пения по праву могут гордиться этим, т. к. это означает, что они на деле познали истинную природу звука человеческого тела.

 

Лунгта.



Hosted by uCoz