Зависть.
Зависть - это сравнение себя с другими, признавая, что они
являются в жизни победителями, а мы - проигравшими. От этого мы поражены в
самое сердце. По сути, в этот момент у нас "отказывает" здравый
смысл, мы не собираемся жить своей жизнью, и не проявляем уважения к своей
природе.
Зависть - это душевная болезнь. Когда бы мы ни взялись
проводить параллель своей жизни с жизнью другого человека, то будем побеждены,
распластаны и никогда не сможем стоять в полный рост, потому что в зависти это
просто невозможно. У нас есть только наша энергия, мы можем ее развить, а можем
и не развивать. Причем тут другой? Другой, он и есть другой, с самого рождения.
У него другой потенциал, другие возможности, деньги, комплекция и т.д. Но на
этом сравнении строятся целые индустрии, а у человека возникают все виды
невроза. Нас эксплуатируют, показывая нам, что такие, как есть, мы
несовершенны. У нас несовершенная фигура, одежда, здоровье, у нас кариес,
перхоть, целлюлит и т.д. Мы не в чем не совершенны. Но мы и не должны быть
совершенными. Мы должны быть собой.
А наш общий, психологический "бзик",
в полном смысле этого слова, заключается в том, что мы хотим быть не тем, кто
мы есть. И мы сходим с ума, растрачивая свою собственную энергию на сравнение,
растравливая и поражая самого себя стрелами недовольства, самодиверсий,
ненависти к себе за то, что мы не такие, как другие. Но, по сути, мы даже и не
видим другого человека. Мы выбираем лишь его фрагменты: ноги,
волосы, лицо, деньги, одежду, машину. Завидуя, мы мысленно натягиваем,
цепляем на себя какие-то детали, отсекая их от жизни другого человека в целом.
Разумность заключается в том, что даже если мы хотим
сравнить себя с другим, то
нужно знать о человеке все, начиная с его рождения, и до момента, когда мы
начинаем себя с ним сравнивать. То есть, всю его жизнь, все, что он получил,
какой ценой, все, что с ним происходит - взять целое полотно его жизни. И даже
в этом случае мы ничего не будем знать - ни человека, ни его жизнь, ни то, что
случилось или случится с ним. Сегодня он может быть на гребне волны, а завтра
уже нет. Жизнь непредсказуема.
Но мы выбираем детали, самые лучшие детали жизни другого
человека, и сравниваем с собой, тем самым, нанося удары по самому себе,
разрушая веру в себя и подтачивая свои же силы, а потом жалуемся на судьбу. И
это при полном здравии ума. Если нас учат логике, то даже
простая логика подразумевает, что "мы" - это "мы", а
"другой" - это "другой". Это ясно даже чисто
логически.
Но мы этого не слышим. Вся образовательная система построена
на соревновательности. Знамя соревновательности подхвачено с самого рождения,
когда одних детей начинают сравнивать с другими - кто-то лучше учится, кто-то
лучше кушает, у кого-то лучше зубы, оценки, все, что угодно, но лучше. Так
работает наш ум - он все разделяет на "лучшее" и "худшее".
Как он это определяет? Он просто берет какую-то часть, фрагмент из целого, и
делает выводы. Наш ум - великий делитель, он делит все.
Поэтому, что бы мы ни услышали и ни увидели в самих себе, мы должны знать, что это всего лишь часть, фрагмент целого. Но этот фрагмент мы принимаем за целое. И самопознание необходимо для того, чтобы постепенно узнавать фрагмент как фрагмент, понимать истинную причину, мотивацию того, что с нами происходит, и создавать в себе единство, чтобы видеть себя, жизнь и других людей во всей целостности.