Парадоксы любви и секса.(часть 1)
Ролло МЭЙ
На Западе традиционно говорят от четырех типах любви. Первый
- это секс, или то, что мы называем вожделением, либидо. Вторым является эрос,
любовь, как стремление к воспроизводству или творчеству - высшим, по мнению
древних греков, формам бытия и отношений между людьми. Третий тип - это филия,
или дружба, братская любовь. Четвертым типом является агапэ
(или каритас, о которой говорили древние латиняне) -
забота о благе другого человека, прототипом которой является Божья любовь к
человеку. Любое человеческое чувство подлинной любви является смесью (в
различных пропорциях) все четырех типов любви.
Мы начали с секса не только потому, что в нашем обществе все
с него начинают, но также и потому, что именно с него начинается биологическое
существование каждого человека. Каждый из нас обязан своим существованием тому
факту, что в какой-то момент истории мужчина и женщина перепрыгнули ров как писал Томас Элиот, "между желанием и
конвульсией". Как бы наше общество не преуспело в опошлении секса, он
по-прежнему несет в себе энергию воспроизводства, сохраняющее расу стремление,
будучи источником величайшего удовольствия, какое только может испытать
человеческое существо, и вместе с тем - самого распространенного беспокойства.
Его демонические формы могут загнать индивида в трясину отчаяния, но если секс
соединяется с эросом, он может поднять человека из пропасти отчаяния на вершину
экстаза.
Древние воспринимали секс, как нечто само собой
разумеющееся, точно так же, как они воспринимали смерть. Только наш век сумел
сделать секс чуть ли не самой главной нашей заботой, взвалив на него бремя всех
остальных форм любви. Хотя Фрейд в значительной степени преувеличивал значение
сексуальных феноменов как таковых, - здесь он был всего лишь глашатаем борьбы
тезиса и антитезиса современной истории - половое влечение, тем не менее,
является основой стремления расы к продлению своего существования и, разумеется,
имеет то значение, о котором говорил Фрейд, но не настолько большое. Какой бы
банальностью ни обернулся секс в наших книгах и пьесах, как бы мы ни защищались
от его силы с помощью цинизма и хладнокровия, половое влечение готово в любой
момент захватить нас врасплох и доказать, что оно по-прежнему остается ужасной
тайной.
Но стоит нам только взглянуть на отношения между сексом и
любовью в наше время, как мы немедленно оказываемся в водовороте противоречий.
А потому давайте определим наши ориентиры, начав с
короткого феноменологического очерка странных парадоксов, которые окружают секс
в нашем обществе.
Страсти вокруг секса
Во времена королевы Виктории, когда отрицание половых
импульсов, чувств и желаний считалось хорошим тоном и в
приличном обществе никто и не упоминал о сексе, всю эту тему окружала
атмосфера священного отвращения. Мужчины и женщины общались друг с другом так,
словно ни у тех, ни у других половых органов просто нет. Уильям Джемс, который вне всякого сомнения был первопроходцем, человеком,
во многом опередившим свое время, относился к сексу с вежливой брезгливостью,
столь характерной для начала века. В его двухтомном эпохальном труде
"Принципы психологии" сексу посвящена только одна страница, в конце
которой он добавляет: "Обсуждать эти подробности несколько
неприятно...". Но верность прозвучавшего за столетие до викторианской
эпохи предупреждения Уильяма Блейка, который заявил, что "тот, кто хочет,
но не действует, подобен тому, кто носит в себе бациллы чумы", была
впоследствии неоднократно доказана психотерапевтами. Фрейд - викторианец, решившийся заинтересоваться сексом, - был прав
в своем описании целого клубка невротических симптомов, которые являлись
результатом отсечения такой жизненно важной части человеческого тела и самости.
Затем, в двадцатые годы, буквально в одночасье все
совершенно изменилось. Знаменем либеральных кругов стало убеждение, что
противоположная подавлению позиция - а именно: половое воспитание, свобода
слова в области секса и открытое выражение своих половых эмоций - должна
оказать благотворное воздействие и является единственно возможной для
просвещенного человека. За удивительно короткий срок после окончания Первой мировой войны мы перестали вести себя так, словно
секса вообще нет, и принялись только о нем и говорить. Мы стали уделять сексу
больше внимания, чем любое другое общество со времен Древнего Рима, а некоторые
ученые даже полагают, что мы озабочены сексом больше, чем все существовавшие в
истории цивилизации. Если бы сегодня на Таймс-Сквэр
приземлился пришелец с Марса, то кроме как о сексе нам не о чем было бы с ним
поговорить.
И мания эта не является чисто американской. По другую
сторону океана, например в Англии, "в бой ринулись все - от приходских
священников до биологов". В толковой передовице лондонской газеты The Times Literary
Supplement говорится о "настоящем извержении
"пост-Кинси"-утилитаризма
и "пост-Чаттерлей"-морали. Откройте любую
газету, в любой день (особенно в воскресенье), и вы почти наверняка найдете там
откровения какого-нибудь умника о его взглядах на противозачаточные средства,
аборты, супружеские измены, непристойные публикации, добровольные
гомосексуальные связи между взрослыми людьми или (за неимением мнения по
вышеуказанным вопросам) о нравственных установках современной молодежи".
Отчасти в результате этой радикальной перемены многие
современные терапевты редко имеют дело с пациентами, у которых, как у
истерических пациентов Фрейда начала века, присутствуют симптомы подавления
секса. Собственно, люди, которые обращаются к нам за помощью, являются полной
противоположностью пациентам Фрейда, очень много говорят о сексе, отличаются
большой половой активностью и не испытывают практически никаких нравственных
сомнений на счет того, что заниматься любовью нужно когда угодно и с каким
угодно количеством партнеров. На что жалуются наши пациенты, так это на
отсутствие чувств и страстей. "Любопытным аспектом фермента этих жарких
споров является то, что эмансипация, похоже, никому не доставляет никакого
удовольствия". Так много секса - и так мало смысла и даже просто радости в
нем!
Если люди викторианской эпохи не хотели, чтобы кто-нибудь
знал о том, что секс их волнует, то мы такой скромности стыдимся. Если бы вы в
начале века назвали какую-нибудь даму "сексуальной", то она восприняла
бы это, как оскорбление; теперь она считает это комплиментом и в награду
обращает на вас благосклонное внимание. Проблемами наших пациентов часто
являются фригидность и импотенция, но мы с удивлением и грустью замечаем, как
отчаянно они пытаются скрыть от всех отсутствие у них половых ощущений.
Воспитанный мужчина или воспитанная женщина викторианской эпохи чувствовали
себя виновато. если получали
удовольствие от секса; мы же чувствуем себя виновато, если удовольствия не
получаем.
Итак, один из парадоксов заключается в том, что просвещение
не решило половых проблем нашей цивилизации. Разумеется, просвещение принесло
свои положительные плоды, в основном, в плане упрочения свободы индивида.
Большинство внешних проблем решено: "знания" о сексе можно приобрести
в любом книжном магазине, противозачаточные средства продаются повсюду, за
исключением Бостона, где по-прежнему верят в то, что секс, как сказала в свою
брачную ночь одна английская графиня, "слишком хорош для
простолюдина". Пары могут без стеснения и ощущения вины обсуждать свои
половые отношения и пытаться прийти ко взаимному
удовлетворению в сексе и придать ему больший смысл. Чувство вины перед
окружающими и обществом ослабло, и глупец тот, кто этому не порадуется.
Но внутреннее ощущение вины и беспокойства только усилилось.
И в определенном смысле с ним труднее справиться, оно острее и тягостнее для
индивида, чем ощущение вины перед внешним миром.
Вызов, который мужчина бросал женщине, звучал когда-то
просто и незатейливо - ляжет она с ним в постель или не ляжет? Вопрос
заключался в том, как женщина справляется с нравственными устоями своего
времени. Но теперь мужчины думают уже не о том, "захочет она или
нет?", а о том, "сможет ли она?" Теперь испытанию подвергается
личная адекватность женщины, а именно ее способность испытать хваленый оргазм -
что может обернуться ударом, большой бедой. Хотя мы можем признать, что второй
вопрос ставит проблему принятия сексуальных решений на более подходящее место,
не стоит упускать из виду тот факт, что в первом случае проблема решалась
гораздо проще. В моей практике был случай, когда одна женщина боялась лечь с
мужчиной в постель из страха, что "он посчитает, что я плохо занимаюсь
любовью". Другая женщина боялась, потому что "я даже не знаю, как это
делается", полагая, что ее возлюбленный затаит на нее обиду. Еще одна
женщина до смерти боялась выходить второй раз замуж из опасения, что не сможет
испытывать оргазм, как она не могла его испытывать с первым своим мужем.
Зачастую женщины формулируют свои колебания следующим образом: "Ему не
очень понравится и он больше не придет".
В былые времена вы могли осуждать суровые нравы общества и
сохранять самоуважение, говоря себе, что ваши действия или их отсутствие - это
вина общества, а не ваша. И это давало вам время на принятие решения о том, что
вы хотите делать, или на постепенное привыкание к необходимости принятия такого
решения. Но когда дело заключается только в качестве ваших действий, то
испытанию подвергается непосредственно ваше чувство собственной адекватности и
самоуважения, все бремя контакта перемещается вовнутрь, и речь идет уже только
о том, как вы справитесь с этим испытанием.
Любопытный факт: учащиеся колледжей борются с администрацией
за право девушек посещать мужское общежитие в любое время суток, совершенно не
подозревая, что ограничения зачастую являются благодеянием. Они дают студенту
возможность найти себя. Студент имеет запас времени, чтобы обдумать свое
поведение и не принимать никаких решений прежде, чем будет готов к этому, он
имеет возможность испытать себя, проявить осторожность в отношениях, что
является частью любого процесса взросления. Лучше иметь возможность
открыто и спокойно не вступать ни в какие половые
отношения, чем вступать в них под давлением - насилуя свои чувства физической связью
без связи психологической. Юноша может пренебречь правилами, но, по крайней
мере, ему есть чем пренебрегать. Смысл сказанного мною
не меняется от того, подчиняется юноша правилам или нет. Многие современные
студенты, у которых их новая сексуальная свобода по вполне понятным причинам
вызывает тревогу, подавляют это беспокойство ("человек должен любить
свободу"), а затем компенсируют вызванное этим подавлением дополнительное
беспокойство нападками на администрацию, обвиняя ее в том, что она не дает им еще
больше свободы!
Произведя недальновидную либерализацию сферы сексуальной, мы
не заметили, что предоставленная индивиду ничем не ограниченная свобода выбора
сама по себе свободой не является, зато способствует обострению внутренних
противоречий. Сексуальной свободе, которой все мы поклоняемся, явно не хватает
человечности.
В искусстве мы тоже постепенно приходим к пониманию
иллюзорности веры в то, что для решения проблемы достаточно одной только
свободы. Возьмем, к примеру, драматургию. В статье под названием "Сексу -
капут?", Говард Таубманн,
бывший театральный критик "Нью-Йорк Таймс", подытожил то, что
кочевало из пьесы в пьесу: "Занятия сексом напоминают поход по магазинам
"от нечего делать": желание не имеет с этим ничего общего, даже
особого любопытства тоже не наблюдается". Или обратимся к художественной
литературе. Леон Идель пишет: "В битве против викторианцев поле боя осталось за экстремистами. В
результате наш роман скорее обеднел, чем обогатился". Своим зорким оком Идель увидел главное - при исключительно реалистичном
"просвещении" произошла "дегуманизация" секса в
художественной литературе. "Половые отношения у Золя, - настаивает он, -
отличаются большей правдивостью и человечностью, чем любой половой акт,
описанный Лоуренсом".
Выигранная битва против цензуры за свободу выражения
действительно была великой победой, но не превратились ли ее достижения в новую
смирительную рубашку? Писатели, как романисты, так и драматурги, "скорее
заложат свои печатные машинки, чем отдадут издателю рукопись без обязательной
сцены откровенно-анатомического описания сексуального поведения своих
персонажей..." Наше "догматическое просвещение" обернулось
поражением: оно привело к уничтожению той самой половой страсти, которую было
призвано защитить. Безоглядно увлекшись реалистическими изображениями на сцене,
в художественной литературе и даже в психотерапии, мы забыли, что пищей эроса
является воображение, и реализм как не сексуален, так и не эротичен. И в самом
деле, нет ничего менее сексуального, чем полная нагота, в чем можно убедиться,
проведя час-другой на нудистском пляже. Для того, чтобы трансформировать физиологию и анатомию в
межличностный опыт - в искусство, в страсть, в эрос, миллионы форм которого
способны потрясать или очаровывать нас, требуется инъекция воображения (которое
я далее буду называть "интенциональностью").
Может быть, "просвещение", которое сводится к подробному изучению всех реалий, является бегством от беспокойства, вызванного связью человеческого воображения с эротической страстью?