О месте электронной почты в психотерапии.
До технологической революции наши предки переписывались.
Если посмотреть на переписку с точки зрения прикладного психоанализа, то она
дает много материала тем, кто задает себе вопрос о месте электронной почты (Internet)
в психоанализе. Какую роль играет психотерапевт для человека в письме? Можно
предполагать следующее: автор письма дает аналитику услышать разные влечения и
фантазии, аналитик входит в мир представлений человека, осознает такое важное
понятие как контрперенос и замечает, как разыгрываются разные влечения,
благодаря этому он может начать разработку этих влечений и фантазий
(письма содержат богатый материал для этих целей, в том числе и
электронные).
Психотерапия по e-mail это письменная работа, не зря есть
такая французская поговорка: "слова улетают, а то, что написано,
остается"; два человека берут на себя огромный нарциссический риск
оставить свидетельство своей встречи! Аналитическая встреча записана на жестком
диске, и даже если можно без особого труда стереть ее адрес и таким образом
создать иллюзию ее уничтожения, всегда существует
возможность ее восстановить! Вот и паранойя!
Психоаналитики работают с голосом своих пациентов: с одной
стороны, - слова, словесные представления, а с другой - молчание. Изменение
тембра голоса, бессловесное волнение на кушетке, весь этот материал играет
огромную роль для появления интерпретации у психоаналитика, интерпретация
рождается в промежутке между словесным и бессловесным представлением; а в
психотерапии по e-mail что-то теряется.
В нормальных обстоятельствах аналитик опирается на то, что
считает реальностью, а в психотерапии по e-mail в некоторой степени похож на
параноика, который интерпретирует по-своему! Ведь психотерапевт теряет свои
телесные опоры (здесь следует подчеркнуть риск параноидного бреда, но он так же
возможен в каждом анализе).
От вопроса о реальности, о ее статусе никак нельзя
отклониться, ведь автор письма, когда он излагает свои мысли и чувства, ждет от
психотерапевта ответа, похожего на истину, но истина принадлежит только
религии; вот и первый тупик.
Психоаналитическая нозография определяет
психические заболевания в связи с реальностью, невротик не отрицает реальность,
он лишь ничего о ней не хочет знать, а пациент, больной психозом, не только ее
отрицает, но желает чем-то ее заменить, "...в чем разница между реальностью
научного открытия, которое меняет предыдущую установленную реальность, и той
реальностью, которая возникает благодаря параноидной интуиции на почве
кажущейся реальности? Где проходит решающая граница между новой
правильной теорией и новой ложной теорией?".
Существует еще один вопрос, который хотелось бы осветить,
это вопрос о прекращении анализа. При психотерапии по e-mail регламент
"сессий" оговаривается так же, как и при очных сессиях (время общения
в on-line, количество писем, стоимость, завершение работы... т.д.), но
произойти может все что угодно, автор запроса может просто исчезнуть, перестав
писать. Здесь в большей мере, чем при очных встречах, играет роль способность
психотерапевта удерживать пациента в работе и умение читать между строк, к сожалению этому нигде не учат и методик не существует, на
сегодняшний день все развивается на личном опыте проб и ошибок.
И несмотря на все эти заметки, я
беру на себя риск писать человеку обратившемуся за консультацией. Я ни в коем
случае не претендую на полноту реальности, и тем более на истину. Реальность не
имеет в себе никакого следа субъективности, но как писать другому субъекту, не
вкладывая свои личные влечения и фантазии? Честно говоря, я не умею!
А с другой стороны, я занимаю место педагога, который должен
чему-то научить или что-то разъяснить автору письма.
Но как же быть с психотерапией по e-mail?
E-mail является письменной работой, автор письма думает о
том, что он пишет, - этот факт не защищает против вторжения бессознательного,
но все-таки в этом упражнении защиты появляются чаще. Автор желает удивить,
соблазнить психотерапевта своим видением мира или поведением. Перенос возникает
сравнительно быстро в психотерапии по e-mail, но с ним появляется следующий
вопрос: что надо с ним делать? надо или нет его подчеркивать?
В анализе психические движения, которые проявляются во время сессии,
подвергаются толкованию, но все это принадлежит динамике психоаналитических
встреч. По e-mail нельзя так поступить по той простой причине, что мы
недостаточно знакомы с историей автора письма. Но часто можно в этих письмах
следить за разными движениями влечений, замечать, как разыгрывается перенос и,
как эхо, - контрперенос со своими слепыми зонами.
Я хочу добавить, что эта работа меня очень интересует, даже
если она отнимает у меня много времени. Во время сессии вы все время начеку, по
e-mail у вас есть время, вы можете перечитать письмо, погрузиться в ваши личные
ассоциации, все повернуть в другую сторону.
Но, несмотря на это, позиция психотерапевта - сумасшедшая, он пробует, с одной стороны, применять педагогический подход, а с другой стороны, оставаться аналитиком. (аналитик пробует передать что-то из теории анализа, в ответы вкладываются не только сознательное, но также и бессознательное! Вот почему психотерапия по e-mail является настоящей психоаналитической встречей, со всеми человеческими эмоциями.