Нервные заболевания при духовном росте. (2 часть)
Переживание ухода благодати очень мучительно, и в некоторых
случаях оно влечет за собой сильнейший спад и серьезные расстройства. Вновь
пробуждаются и с новой силой утверждают себя низменные влечения. Весь
"мусор", поглощенный потоком, снова всплывает на поверхность.
Между тем процесс пробуждения уже утончил этическое
сознание, усилил стремление к совершенству, человек судит себя строже,
безжалостнее, ему может казаться, что он пал глубже, чем прежде. Это заблуждение
подкрепляется тем обстоятельством, что на поверхность выходят ранее глубоко
скрытые наклонности и влечения: высокие духовные устремления, являя как бы
вызов этим силам, пробудили их и извлекли из
бессознательного.
Спад может заходить так далеко, что человек начинает
отрицать духовную значимость своего внутреннего опыта. В его внутреннем мире
царят сомнение и самоунижение, он поддается искушению считать все, что с ним
случилось, иллюзией, фантазией, сентиментальными "сказками". Он может
стать ожесточенным и саркастичным, цинично высмеивать себя и других, отрекаться
от своих идеалов и устремлений. Но несмотря на все
усилия, он уже не волен вернуться в прежнее состояние. Красота и чудо того, что
он пережил, остаются в нем и не забываются. Он уже не может просто жить мелкой
будничной жизнью, его терзает и не дает покоя божественная тоска. В целом
реакция крайне болезненна, с приступами отчаяния и мыслями о самоубийстве.
Подобные чрезмерные реакции преодолеваются ясным пониманием
того, что происходит, и тем самым осознанием единственного пути для преодоления
трудностей. Именно в этом человеку необходима помощь со стороны.
Нужно помочь ему осознать, что состояние благодати не может длиться вечно и что последующая реакция естественна и
неизбежна. Прекрасное состояние, пережитое им, было подобно взлету к озаренным
солнцем вершинам, с которых видна вся картина мира. Но каждый полет рано или
поздно приходит к концу. Мы снова возвращаемся на равнину и потом медленно, шаг
за шагом, преодолеваем крутой подъем, ведущий к вершине. И осознание того, что
пережитый спуск или "падение" - естественный процесс, через который
все мы должны пройти, утешает и ободряет странника, помогая собрать силы, чтобы
начать уверенный подъем.
Кризисы на стадии духовного преображения. Упомянутый подъем
в действительности состоит в полной трансформации и перерождении личности. Это
длительный и сложный процесс, включающий различные фазы: фазу активного
ощущения с целью устранения препятствий потоку духовных сил; фазы развития
внутренних способностей, прежде скрытых или слабо выраженных; фазы, в течение
которых личность должна безмолвно и кротко давать духу работать с собой,
мужественно и терпеливо перенося неизбежные страдания. Это время, полное
перемен, когда свет и тьма, радость и боль сменяют друг друга. Нередко силы
человека на этом этапе настолько поглощены тяжкими и порой мучительными
внутренними событиями, что он плохо справляется с разнообразными требованиями
внешней личностной жизни. Посторонний наблюдатель, оценивающий такого человека
с точки зрения его нормальности и практической эффективности, скорее всего придет к выводу, что он как бы стал "хуже",
"стоит" меньше, чем раньше. Так внутренние проблемы духовно
развивающегося человека усугубляются непониманием и несправедливыми оценками
семьи, друзей и даже врачей. Не раз слышит он неодобрительные замечания о
пагубном воздействии духовных стремлений и идеалов, лишающих человека его
достоинств в практической жизни. Подобные суждения
часто вызывают глубокую подавленность, душевное смятение и уныние.
Это испытание, как и другие, должно быть преодолено. Оно
учит справляться с личной чувствительностью и помогает вырабатывать твердость и
независимость суждений. Поэтому следует не сопротивляться такому испытанию, а
терпеливо принять его. Если же близкие поймут состояние человека в этой
ситуации, они могут оказать ему важную помощь, избавить его от лишних
страданий. Речь идет лишь о некотором переходном периоде, когда человек оставил
прежнее состояние, но еще не достиг нового. Так
гусеница, которая превращается в бабочку, должна пройти стадию куколки, стадию
беспомощности и бессознательности.
В отличие от гусеницы человек лишен той безопасности и
тишины, в которой бабочка проходит свою метаморфозу. Он должен, особенно в наше
время, оставаться на своем месте и по мере сил выполнять долг перед семьей и
обществом, профессиональные обязанности - так, как если бы в его внутреннем
мире не происходило ничего особенного. Выпадающая ему задача очень трудна.
Можно сравнить ее с проблемой, стоявшей перед английскими инженерами, которые
должны были перестраивать здание лондонского вокзала, не прерывая движения
поездов ни на один час.
Не удивительно, что столь сложная задача порой вызывает
такие нервные и душевные расстройства, как истощение, бессонница,
подавленность, раздражительность, которые в свою очередь, вследствие тесного
взаимодействия духа и тела, могут вести к различным физическим симптомам. Чтобы
помочь в такой ситуации, необходимо прежде всего
распознать истинную причину болезни и оказать больному правильную
психотерапевтическую помощь, иначе чисто физическое лечение и прием лекарств
лишь смягчат неблагополучие, но никак не подействуют на душевно-духовные корни
недуга. Иногда эти расстройства происходят от перегрузки - от чрезмерных
усилий, направленных на то, чтобы ускорить духовное развитие. Следствием таких
усилий становится не трансформация, а вытеснение низших компонентов, обострение
внутренней борьбы с соответствующим нервным и душевным перенапряжением. Слишком
ревностно стремящиеся к совершенству должны постоянно помнить, что работа по их
внутреннему перерождению осуществляется духом и духовными энергиями. Их же
личностная задача - призвать к себе эти силы через
внутреннее самоотвержение, медитацию и правильное состояние души, стремиться
устранить то, что может мешать свободному воздействию духа. Помимо этого, им
остается лишь с терпением и доверием ожидать развертывания духовного действия в
душе.
Другая, в некотором смысле, противоположная трудность -
справляться с особо мощным потоком духовной силы. Эта драгоценная энергия легко
может растрачиваться в избытке чувств и излишней лихорадочной деятельности. В
некоторых случаях эта энергия, напротив, слишком сдерживается, накапливается,
недостаточно реализуется в деятельности, так что в конечном итоге ее давление
также порождает внутренние расстройства. Так, сильный электрический поток
плавит проводник, вызывая короткое замыкание. Таким образом, следует научиться разумно управлять потоком духовных энергий; не растрачивая,
использовать их в плодотворной внутренней и внешней деятельности.
Темная ночь души. Когда процесс трансформации достигает
высшей точки, решающий, последний его этап нередко сопровождается сильными
страданиями и внутренней омраченностью. Христианские мистики называли это
состояние "темная ночь души". Внешне оно напоминает болезнь, которую
психиатры называют депрессивным психозом или меланхолией. Ее признаки: состояние
тяжелой подавленности вплоть до отчаяния; выраженное чувство собственной
недостойности; острое самоосуждение - совершенно безнадежен и проклят;
угнетающее чувство парализованности ума, утрата силы воли и самоконтроля,
сопротивление и торможение по отношению к любым действиям. Некоторые из этих
симптомов могут появляться в менее выраженной форме и на предшествующих
стадиях, не достигая, однако, напряженности "темной ночи души".
Это своеобразное и плодотворное переживание, чем бы оно ни
казалось, не порождается чисто болезненным состоянием. Оно имеет духовные
причины и глубокое духовное значение.
Вслед за этим так называемым "мистическим
распятием" или "мистической смертью" наступает победное
воскрешение, и с ним кончаются страдания и недуги. Оно несет с собой полное
выздоровление и вознаграждает за все пережитое.
Выбранная тема заставила нас заниматься почти исключительно
негативными и необычными сторонами внутреннего развития. Это вовсе не означает,
что люди, идущие по пути духовного роста, испытывают нервные расстройства чаще
других. Отметим следующее. Во-первых, y многих духовное развитие протекает
гармоничнее, чем в описанных случаях, внутренние трудности преодолеваются, и
человек переходит с этапа на этап без нервных реакций и без особых физических
недомоганий.
Во-вторых, нервные и психические расстройства y обычных
людей нередко протекают тяжелее и хуже поддаются лечению, чем те, что имеют
духовные причины. Расстройства обычных людей часто связаны с сильными
конфликтами страстей между собой, или конфликтами бессознательных влечений с
сознательной личностью, или же они порождаются чьим-то противодействием их
собственным эгоистическим требованиям или желаниям. Обычных людей бывает
труднее лечить, так как высшие их аспекты слишком слабо развиты
и мало на что можно опереться, чтобы убедить их подчинить себя той
самодисциплине, которая позволит восстановить внутреннюю гармонию и здоровье.
В-третьих, страдания и болезни тех, кто идет по пути
духовного роста, какие бы тяжкие формы они порой ни принимали, в
действительности - лишь временные реакции, как бы "отходы"
органического процесса роста, ведущего к внутреннему перерождению. Поэтому они
часто сами по себе исчезают, когда проходит вызвавший их кризис, либо
относительно легко устраняются правильным лечением. Четвертое. Страдания,
вызванные отливом духовной волны, с лихвой возмещаются не только периодами
прилива и внутреннего подъема, но и верой в значимую и высокую цель, ради
которой происходит внутреннее путешествие. Предвидение победы - очень большая
побудительная сила и утешение, неиссякаемый источник мужества. Этот образ мы
должны возбуждать в себе сколь можно ярко и часто и помогать в этом нашим
спутникам. Ибо это едва ли не самая лучшая помощь, которую мы можем оказать. Мы
должны стремиться как можно выразительнее представить
себе благость победившей и освобожденной души, которая сознательно причащается
мудрости, силе и любви Божественной жизни, увидеть внутренним взором
осуществление на земле Царства Божьего во славе Его, совершенство, которое являет
собой картина освобожденного человечества, - новорожденного творения, полного
божественного ликования. Подобные видения давали великим мистикам и святым с
улыбкой переносить внутренние страдания и физические муки, они вдохновили слова
святого Францизска Ассизского: "В ожидании блаженства - любая мука -
наслаждение..."
Спустимся теперь с этих высот на некоторое время в долину,
где люди "трудятся в поте лица". Если взглянуть на проблему с точки
зрения медицины и психологии, то следует разобраться в одном важном вопросе. Мы
уже сказали, что хотя расстройства, сопутствующие кризисам духовного развития,
напоминают некоторые болезни, и иногда даже неотличимы от них, на самом деле
причины их и значение совершенно различны и в
определенном смысле даже противоположны. Соответственно и лечение их должно
быть разным. Нервные симптомы обычных больных имеют, как правило, регрессивный
характер, так как эти больные неспособны к той внутренней и внешней адаптации,
которой требует нормальное развитие личности. Так, некоторым не удается
освободиться от эмоциональной зависимости от родителей, и они остаются в этом
состоянии детской зависимости от родителей или тех, кто их представляет, хотя
бы символически. Иногда y больных не хватает собственной доброй воли справляться
с трудностями обычной семейной или социальной жизни. Сами того
не осознавая, они ищут в бегстве в болезнь освобождения от своих обязанностей.
В других случаях причиной болезни служит эмоциональная травма, например,
разочарование или потеря; будучи не в силах принять ситуацию, человек реагирует
на нее болезнью.
Во всех приведенных случаях речь идет о конфликте между
сознательной личностью и низшими импульсами, которые, работая в сфере
бессознательного, начинают частично преобладать над силами сознания. Страдания
же, вызванные ходом духовного развития, наоборот, носят выраженно прогрессивный
характер. Это следствие напряжения, связанного с ростом или борьбой между
личностью и идущими сверху энергиями.
Таким образом, эти два типа заболевания следует лечить совершенно
реальными способами. При недугах первого рода врач должен помочь больному
вернуться в состояние нормального человека. Для этого ему необходимо освободить
пациента от вытеснений и запретов, чувства страха и зависимости, чрезмерного
эгоцентризма и ложных оценок, искаженного представления о реальности. Его
задача - привести человека к объективному и разумному видению нормальной жизни,
к полному осознанию собственных обязанностей и прав других людей. Незрелые и
конфликтующие между собой факторы должны быть развиты и приведены в согласие,
таким образом реализуется успешный личностный
психосинтез.
Что касается второй группы недугов, то задача внутренней
гармонизации - лечения - состоит в том, что новые духовные энергии были
ассимилированы уже сложившейся нормальной личностью, то есть речь идет о духовном психосинтезе вокруг более высокого внутреннего
центра.
Очевидно, что методы лечения, подходящие для больных первой
группы, непригодны и даже иногда вредны для пациента второго типа. Врач, не понимающий проблемы последних, не знающий даже о
возможностях духовного развития или отрицающий его, может усилить, а не
облегчить трудности. Такой врач способен обесценить или осмеять
неуверенные еще духовные стремления пациента, рассматривая их как пустые
фантазии или, в лучшем случае, как чистую сублимацию. С его помощью пациент
придет к выводу, что лучшее для него - ужесточить личностную защиту и полностью
игнорировать голос души. Но от этого его состояние только ухудшится, борьба -
обострится, освобождение - замедлится.
Напротив, врач, который сам идет по пути духовного развития
или, по крайней мере, осознает духовную реальность, может оказать огромную
помощь нашему пациенту. В то время, когда человек еще находится в стадии
неудовлетворенности, беспокойства, бессознательных стремлений, утратив интерес
к обыденной жизни, но не имея представления о высшей
реальности, пока он ищет облегчения вовсе не там, где оно возможно, и теряется
в тупиках, в это время раскрытие истинной причины его страданий может помочь
найти правильный выход в пробуждении души. И это явится сутью лечения.
Человеку, находящемуся на второй стадии
духовного пути, чувствующему себя счастливым в духовном свете, в атмосфере
блаженных полетов в неосознаваемых высотах, очень важно раскрыть природу и цели
его переживаний, предупредить об их временности, о превратностях его грядущих
странствий. Тогда наш странник не будет
застигнут врасплох состоянием спада, не разочаруется, не окажется во власти
сопутствующих спаду сомнений и уныния. Если такое предупреждение вовремя не
подоспело и человек нуждается в лечении в период депрессивной реакции, то его
важно убедить в том, что это его состояние временное, и он обязательно выйдет
из него.
На четвертой стадии, когда человек попадает в
"яму" на пути восхождения, работа помощи особенно сложна. В общем виде она разделяется на следующие задачи. Во-первых, объяснить пациенту смысл его внутреннего переживания и
то, как следует вести себя в данной ситуации; во-вторых, показать, как человек
может управлять глубинными влечениями, не вытесняя их в сферу бессознательного,
в-третьих, помочь в преобразовании и использовании собственных психических
энергий; в-четвертых, научить овладевать входящим в его сознание потоком
духовных энергий и использовать его; в-пятых, осуществить руководство и
сотрудничество при воссоздании личности пациента, то есть при
собственном психосинтезе.
В период "темной ночи души" помощь особенно
затрудняется тем обстоятельством, что человек как бы находится в плотном
тумане, он погружен в свои страдания, и свет духа не достигает его сознания.
Единственное, что можно сделать, - это неустанно повторять, что состояние его
лишь временное, а не постоянное, поскольку именно уверенность в последнем повергает пациента в глубокое отчаяние. Мы также
рекомендуем настойчиво внушать ему, что эти муки, сколь бы тяжкими они ни были,
обладают такой духовной ценностью, содержат в себе зародыш столь высокого
счастья, что придет время, когда он будет благословлять их. Так мы поможем
пациенту перенести страдание с покорностью и смирением.
Следует заметить, что описанные психологические и духовные
средства ни в коей мере не исключают физического лечения, лишь бы оно облегчило
страдания. Особенно ценны те средства, которые поддерживают целительные силы
природы: здоровое питание, упражнения по релаксации, соприкосновение с
природными элементами, подходящий ритм различных видов физической и психической
деятельности.
В некоторых случаях лечение затруднено тем, что y пациента
наблюдается смещение прогрессивных и регрессивных расстройств. Это - случаи
неравномерного и дисгармоничного внутреннего развития. Такие люди одной частью
своей личности могут достигать высокого духовного уровня, а другой - оставаться
рабами детской зависимости или бессознательных "комплексов". Впрочем,
можно сказать, что при тщательном анализе проблемы регрессивного рода
обнаруживаются y большинства идущих по духовному пути и почти y всех так
называемых "нормальных" людей. Тем не менее, обычно регрессивные или
прогрессивные проявления заболевания решительно преобладают. Вместе с тем
всегда нужно считаться с возможностью того, что в недуге соединяются симптомы
обеих групп, каждое отдельное расстройство нужно исследовать и
интерпретировать, чтобы понять его истинную причину и найти подходящее лечение.
Из вышесказанного очевидно, что для
эффективной помощи при нервных и психических расстройствах, возникающих в ходе
духовного развития, нужны знания и опыт двух уровней: врача, который
специализируется по нервным заболеваниям и психотерапии, и серьезного
исследователя духовных путей, а еще лучше - странника на этих путях. В наше
время тот или другой опыт редко объединяются в одном человеке. Но поскольку
нуждающихся в таких целителях становится все больше, люди, способные к такой
работе, должны готовить себя к ней.
Лечение могло бы очень продвинуться и благодаря соответствующей подготовке персонала, способного осуществлять все детали лечения. Наконец, важно, чтобы публика, общественность хотя бы в общих чертах знала об основных взаимосвязях между нервно-психическими и духовными кризисами. Тогда семья могла бы помогать больному и врачу, а не создавать дополнительные трудности своим невежеством, предрассудками и сопротивлением. Если бы нам удалось обеспечить такую подготовку врачей, персонала, общественности, то это бы устранило множество лишних страданий, и многие странники на пути духа легче достигли своей высокой цели: соединения с Божественным.