Нетипичный секс (2 часть)
Збигнев Лев-Ставрович
МАМЕНЬКИНЫ СЫНКИ
Не являются редкостью случаи эмоциональной и
психосексуальной незрелости y взрослых мужчин. Можно даже сказать, что их число
растет. Это связано со сложными механизмами семейной жизни (например, с
отсутствием братьев и сестер, чрезмерной заботливостью матерей, бесцветностью
отцов и их второстепенным положением в семье или психологическим устранением из
семейной жизни), с усилением проявлений матриархата в нашей культуре,
феминизацией просвещения, изменением в маскулинно-фемининных ролях и т.п. В
повседневной жизни семьи такие сыновья освобождены от всяких работ и
обязанностей, кроме учебы. Они привыкают к тому, что доминирующая в семье мать
принимает за них многие решения, избавляет их от всяких проблем, буквально
убирает камушки из под ног. Чрезмерно заботливая мать,
часто агрессивная в любви, выступает в качестве наперсника, учителя, снабженца,
советчика, импонируя своей предприимчивостью и разносторонностью. В семье она
личность номер 1, а отец, являющийся ее тенью, пребывает на второстепенных
ролях, не будучи в состоянии стать положительным примером, объектом для
подражания. Эмоциональная зависимость сына от матери иногда может самым
удивительным образом сказываться на психосексуальном развитии и в значительной
мере способствовать нарушению его процесса.
В добрачных и семейных консультациях врач сталкивается с
некоторыми типичными случаями психической незрелости мужчин, воспитанных в подобного рода семьях. При этом
чаще всего наблюдаются следующие характерные явления:
ЗАПОЗДАВШАЯ СЕКСУАЛЬНАЯ ИНИЦИАЦИЯ. Нерассеченная
"психологическая пуповина", соединяющая мужчину с матерью, ее
всепоглощающая любовь к сыну приводят к тому, что контакты с ровесниками бывают
y него редкими и проходят под бдительным контролем родительницы. Она проводит
тщательную селекцию и суровую аттестацию сверстников сына, неоднократно
предостерегает от завязывания знакомств с женщинами. Ему рассказывают так
называемые "подлинные истории из жизни" о том, как коварные женщины
завлекают мужчин "в силки" и вынуждают - с помощью беременности - к
браку. Мать развивает в сыне недоверчивость и страх перед женщинами, тем самым становясь для него "экспертом" в их оценке.
Только она гарантирует ему ощущение безопасности в ходе контактов с загадочным
противоположным полом. Неудивительно, что сексуальная инициация откладывается
до момента обретения упомянутого ощущения, т.е.до
признания партнерши матерью. А это порой затягивается на достаточно длительное
время.
ГАМОФОБИЯ - боязнь брака. Приводить к
гамофобии может похожее на описанное выше, но более сильное состояние страха
перед женщинами. В кадой знакомой видят женщину, жаждущую "поймать
мужа", а в ее матримониальных планах - скрытые эгоистические потребности,
желание свить семейное гнездышко за счет мужчины, игнорируя его как личность.
Все это приводит к достаточно частому варианту "старого холостяка",
особенно если мать продолжает опекать такого мужчину, вести хозяйство, давая
ему возможность жить без обязательств и ограничений. О браке и необходимости
обзаведения собственным домом он задумывается лишь тогда, когда лишается матери
или она сама начинает нуждаться в уходе.
-ЖЕНА В РОЛИ МАТЕРИ. Часто в жены выбирают женищну,
являющуюся как бы "продолжением" матери, напоминающую ее своей
заботливостью. В таком браке мужчина играет роль ребенка, ожидая заботы и
освобождения от обязанностей. Он часто демонстрирует нежелание быть отцом, так
как ребенок мог бы угрожать его привелигированному положению, составив
конкуренцию чувствам жены. В случае рождения младенца нередко начинаются
конфликты. Жена, ожидая от мужа помощи в уходе за первенцем, сосредотачивает
свое внимание на новорожденном, в то время как муж, чувствуя себя отодвинутым
на задний план и лишенным принадлежавшей ему позиции, начинает предъявлять
претензии или демонстрировать безразличие, пассивное сопротивление,
разочарование.
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ЖЕНЫ МАТЕРИ. В некоторых браках незрелых
мужин наличие "психологической пуповины", все еще соединяющей их с
матерью, приводит к тому, что y них не развивается партнерское отношение к
жене. Мать по-прежнему является наперсником, авторитетом, оракулом, источником
поддержки и ощущения безопасности. К ней адресуются вопросы, просьбы помочь
советом. Жена отстранена от многих дел, понимает, что в чувствах мужа ей
отводится второе место. Встречаются даже такие браки, в которых сразу после
свадьбы муж больше времени проводит с матерью, нежели с собственной женой. В
случае конфликов между этими женщинами муж принимает материнскую сторону, ясно
давая понять, что родительница для него важнее, что именно она права. Мать
ставят в пример, идеализируют, а жену принуждают к подражанию ей. Это приводит
к возникновению естественных конфликтов и бунту со стороны молодой женщины.
Кроме вышеописанных примеров мужской незрелости встречаются
также и более сильные ее проявления. Нередко ко мне обращаются матери взрослых
мужчин, которые рассказывают о сексуальных проблемах и сложностях своих
сыновей. Вот женщина с мельчайшими подробностями сообщает мне, как ее 28-летний
сын, работающий после института, пытался вступить в половую связь со своей
приятельницей. Первый раз y него произошла преждевременная эякуляция
еще до совокупления, во второй раз не было эрекции, а его партнерша безуспешно
пыталась возбуждать его руками и ртом. Сын после таких переживаний замкнулся в
себе, плачет дома, утерял ко всему интерес, говорит, что жизнь теперь лишилась
для него смысла. мать он
посвятил во все детали в надежде, что та найдет какой-нибудь выход из
сложившегося положения. И она действительно отправляется к сексологу,
спрашивает, как надлежит относиться к сыновним затруднениям, просит выписать
ему лекарство и в случае неоходимости записывает его на прием. Случается (и
часто), что ко мне приходит мать со взрослым сыном и в
присутствии последнего подробно рассказывает о его половой жизни, мастурбации,
созревании, сожительстве с женщинами, а также о появляющихся y него
расстройствах. Сидящий рядом с ней 30-летний дядя только поддакивает и изредка
добавляет что-нибудь от себя. Оказывается, мать в курсе его самых интимных
переживаний и связанных с ними проблем, ей прекрасно известен характер
сексуальных реакций сына. Я знаю случаи, когда матери сами
"организовывали" помощь для сына: находили ему подругу, устраивали
совместные выезды на выходные и в отпуск, а иногда даже проводили беседы с
будущей половой партнершей "ребенка", посвящая ее в его эротические
проблемы и умоляя поактивнее вести себя в постели.
В некоторых вновь созданных семьях с матерями делятся самыми
деликатными подробностями интимной жизни, а они, в свою очередь, дают молодым
конкретные советы и подробные указания. Если y новоявленного мужа возникают
какие-то проблемы в супружеской жизни, некоторые из свекровей заводят на эту
тему разговор с невесткой, убеждая ее и даже настаивая
использовать самые действенные меры для полового возбуждения сына, оказания ему
помощи, удовлетворения его потребностей. Другие, наоборот, в ходе таких
собеседований требуют беречь сына, чтобы чересчур интенсивная половая жизнь не
истощила "мальчика", так как "y него очень хрупкий организм и о
нем нужно заботиться". Встречалась мне и ситуация иного рода:
сотрудничество жены со свекровью. Они обменивались опытом, давали друг другу
советы, как следует поступать, если мужчину преследуют неудачи в половой жизни.
Потом информировали одна другую о ходе этих начинаний. Мне довелось принимать y
себя этих женщин, причем они пришли вместе и демонстрировали умилительное
согласие. Сам предмет их забот ни о чем не подозревал, его освободили даже от
неприятной необходимости идти к сексологу.
Маменькины сынки - подлинный кошмар
многих жен: со всеми проблемами они бегут к своим родительницам, находя y них
поддержку и сочувствие. Потом их матери пытаются вмешиваться в супружескую
жизнь, навязывать свое мнение. Многие из них насктолько ослеплены любовью к
сыновьям, что становятся на их сторону во всех супружеских конфликтах, поощряя
молодых мужей не уступать женам и даже доводя дело до
развода. Во время бракоразводного процесса они пребывают в столь воинственном
настроении, что пытаются приписать всю вину невестке, раздобывают всевозможных
свидетелей, предоставляют суду факты, характеризующие молодую жену самым
невыгодным образом. А потом торжествуют, так как сумели доказать сыну, что лишь
они ему по-настоящему необходимы, что никогда он не встретит женщины, которая
могла бы заменить их и одарить его такой же любовью.
Крайней и патологической формой уз, связывающих сына и мать,
является кровосмешение. Мне встречались случаи, когда матери стремились
поставить сыновей в такую эмоциональную зависимость от себя, что для ее
укрепления не гнушались даже прибегнуть к сексу.
Маменькины сынки могут пребывать в
незрелости в результате соответствующего манипулирования со стороны их матерей,
агрессивных в любви, ревнующих их к другим женщинам. Но бывает, что они сами не
возражают против такой зависимости - ведь благодаря ей
они освобождены от разных обязанностей, располагают свободой, временем и могут
продолжать играть выгодную для себя роль ребенка. Сексуальные потребности они
удовлетворяют в непостоянных связях, которые нередко допускаются и даже
одобряются матерями. Таким образом, y них отсутствует мотивированный повод для
взросления и описаное положение вещей их вполне устраивает. Возраст таких
мужчин-детей иногда бывает достаточно солидным. Хуже, если они остаются такими
же и в браке.
КАСТРИРУЮЩИЕ ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ
Изменения в сфере эротических нравов, мужских и женских ролей безусловно дают о себе знать в лечебной практике, увы,
нередко в виде кривого зеркала. Открывающаяся из врачебного кабинета
перспектива не дает оснований как для выражения мнений "за" и
"против" подобных процессов, так и для обобщений в макросоциальном
масштабе, но тем не менее позволяет выявлять
запутанные тропинки и боковые ответвления упомянутых перемен. К одному из них
должны быть отнесены "кастрирующие возлюбленные" - специфический тип
молодых жен, которым и посвящается настоящий раздел.
Сначала несколько вступительных слов. В начале 60-х годов
проблемы "медового месяца" сводились к сексуальной заторможенности
женщин, страху перед дефлорацией, половой неразбуженности. Постепенно этот
набор претерпевал изменения. Начали появляться молодые супружеские пары, в
которых жены обладали сексуальным опытом, полученным с другими, предшествующими
мужу партнерами. Таким образом, обе стороны вступали в супружескую жизнь с
багажом собственного опыта, который нередко оказывался диаметрально
противоположным в части сексуальных ожиданий и склонностей. Молодые жены чаще
всего скрывали свои разочарования, не желая выявлять мужьям собственные,
выработавшиеся во время предыдущих связей склонности, имитировали оргазм и
обращались к врачу за помощью. Упомянутое утаивание женщинами своей сексуальной
неудовлетворенности проистекало из продолжающего доминировать стереотипа,
утверждавшего, что мужчина "имеет право" на добрачный
сексуальный опыт, женщина же - нет, особенно если речь шла не о муже, а
о другом партнере. Демонстрация женщиной своего добрачного
сексуального опыта расходилась бы с эталоном порядочности,
сформированным этим стереотипом, а кроме того, ей, конечно же, не хотелось
будить подозрение в собственной "легкости" y мужчины, который весьма
ценил сохранение партнершей невинности вплоть до обручения. Лишь с ним женщина
"обретала право" на сексуальную инициацию, которая чаще всего
предшествовала формальному вступлению в брак.
Неудивительно, что страх перед негативной оценкой склонял
многих женщин к сокрытию предшествующего сексуального опыта. Следующим
этапом женской эмансипациии и изменения нравов стало увеличение числа молодых
супружеских пар, в которых партнеры знали о ранее приобретенном каждым из них
сексуальном опыте, причем из этого факта не делалось проблемы (хотя мужчин
нередко мучила ревность к "предшественнику"), а обе стороны старались
прийти к компромиссу в своих сексуальных ожиданиях и склонностях. Пары,
обращающиеся с просьбой о помощи, относились к тем, кому с трудом давалось
достижение желаемой степени сексуальной гармонии, слаженности,
взаимоприспособляемости.
На смену этому этапу пришел нынешний.
Его характерный признак - рост числа молодых семей, в которых y мужа нет
сексуального опыта, а жена уже располагает таковым. Модель такого супружества
еще не повсеместна и не составляет большинства среди вновь заключаемых браков, однако тенденция к ее систематическому росту налицо. Жена, обладающая сексуальным опытом, будит y своего мужа
противоречивые чувства: с одной стороны, дает определенное ощущение
безопасности, ибо сама посвящает его в тайны искусства любви (что, кстати,
является полной сменой ролей по сравнению с традиционным браком), с другой
стороны, порождает y мужчины чувство неуверенности и боязнь подвергнуться
сравнению с предыдущим партнером. Эта последняя модель супружества
начинает проявлять некоторые черты, вызывающие беспокойство, и хотя они еще не
носят всеобъемлющего характера, тем не менее явно
усиливаются: женщина, опытная в сексуальном плане, демонстрирует ехидство и
злость по отношению к партнеру, который оказывается не "на высоте",
поскольку сам не располагает опытом в этой области. Закодированные в ее
подсознании способы ласк, совокупления, особенности сексуальной техники и поведения
мужчин связаны с выработавшимися навыками и склонностями. Поведение актуального
партнера-мужа часто воспринимается как беспомощное, не позволяющее достичь
должной степени сексуального возбуждения и оргазма.
Разочарование сожительством и партнером выражается демонстративно
- мимическими реакциями, а нередко и словесно. Это подавляет y мужчины желание
близости, снижает частоту половых контактов, усиливает стремление избегать их.
Казалось бы, логичным решением этой дилеммы мог стать диалог с парнером,
подведение его к оптимальному стилю сексуального вобуждения, обмен информацией.
Однако зачастую такой диалог не только отсутствует, но и наоборот, всячески
демонстрируется нежелание его вести. Многие из таких женщин считают, что прямая
обязанность мужчины - открывать сексуализм партнерши, искать оптимальные формы
сексуального возбуждения и уметь догадываться, что она любит, а что - нет, т.е.
неопытный в сексуальном плане партнер (о чем жена прекрасно знает) должен быть
попросту ясновидцем. Она также убеждена, что муж должен быть хорошо подготовлен
к половой жизни и теоретически. Таким образом, в интимной сфере возникает
пародоксальная ситуация: женщина знает, какая она и чего хочет, партнер же ее
этого не знает и должен сам обо всем догадаться. Секс становится для него неразрешимой
задачей, тяжкой обязанностью во что бы то ни стало
доставить женщине сексуальное наслаждение. По мере увеличения числа неудачных
попыток y нее нарастает неприязнь к партнеру, а y него - чувство вины и стыда.
Мужчина, страдающий косплексом вины и исполнительской тревожности, лишенный
ощущения собственной мужской ценности, что подтверждают слова и мимика
партнерши, оказывается психически кастрированным (иначе говоря
лишенным сознания мужественности) и превращается в некое бесполое существо.
Состояние кастрации склоняет одних мужчин к поиску утешения в алкоголе, других
- к действиям, долженствующим подтвердить их дееспособность в иных сферах жизни
(они, например, начинают заниматься домашним хозяйством, больше зарабатывать,
добровольно принимают роль пажа, становясь тенью женщины). К сексологам таких
мужей чаще всего присылают собственные жены, настаивающие на их
"лечении". Дело, однако, осложняется тем, что в затруднительном
положении оказывается не только "кастрированный" молодой муж, но и
его лечащий врач.
Применительно к пациенту эта трудность заключается в том,
что рассматриваемый женой в качестве больного, он ожидает помощи, понимаемой им
чаще всего как последняя надежда для спаасения брака. Что касается врача, то
проблема выглядит сложнее, поскоьку он отнюдь не является ясновидящим и не
знает особенностей и половых пристрастий жены пациента, а ведь y женщин
диапазон сексуальных стереотипов весьма богат и сложен. Если бы
"кастрирующие" жены по крайней мере
соглашались сотрудничать с врачом, это, возможно, и было бы выходом из
положения, впрочем, тоже проблематичным, так как врач де-факто становится
посредником в эротическом диалоге, который должен иметь место между партнерами.
Изменившееся в результате такого визита сексуальное поведение пациента может
восприниматься женщиной как неискреннее, т.е.запрограммированное
врачом. Иными словами, последний учит мужа, как быть
парнером этой женщины. Выходит, что врач в подобной роли также не служит
оптимальному решению проблемы. Лучше всего было бы склонить обе стороны к
диалогу между собой, обмену информацией, а также выявить попутно психические
механизмы, сложившиеся в этом союзе. Важным является и восстановление y
пациента чувства собственной ценности: при этом ему внушается, что оно
базируется отнюдь не на одной сексуальной умелости, а на целом ряде других не
менее важных факторов. Отсутствие же сексуального опыта вовсе не означает
ущербной мужественности. Приобретение этого опыта не связано с окончанием
"сексологического университета", а достаточое искусство любви не
являетя чем-то неимоверно сложным, хотя и требует определенных познаний,
сексуальной практики, взаимодействия и диалога между парнерами.
Если "кастрируемый" муж достаточно рано обратился
в консультацию, то можно успешно восстановить его ощущение самоценности и
помочь ему в анализе брака. Хуже, если кастрация продолжается, тогда
первоначальные неудачные попытки близости эволюционируют в направлении развития
y него сексуальных расстройств, сначала ситуационных, а затем приобретающих
форму устоявшегося невроза.
Возникновение сексуальных расстройств в описанной ситуации
означает углубление процесса кастрации мужа женой, которая воспринимает эти
расстройства как подтверждение ее мнения о своем партнере и целиком
перекладывает на него вину за возникшие в их браке проблемы.
Эта же вина приписывается ему и на суде, если все заканчивается бракоразводным
процессом. Внешне ситуация как будто бы ясна: женщина утверждает, что она в
половом плане здорова, а вот ее муж - импотент. Однако,
если дело о разводе рассматривается компетентным в этих вопросах судом, то все
может повернуться совсем иначе, и случается, что понятие вины за сложившееся
положение предстает в совершенно другом свете.
Кастрирующие своих мужей молодые жены сделались обыденным
явлением (что наверняка радует феминисток и приводит в ярость большинство
мужчин). Следует ли из этого, что мужчинам не стоит сохранять невинность до
брака и лучше избегать опытных в сексулаьном плане партнерш? Такие выводы были
бы не только преждевременными, но означали бы необходимость возвращения к
традиционной модели эротической нравственности, что представляется
маловероятным. Для многих молодых мужчин задержка с сексуальной инициацией до
вступления в брак становится распространенным фактом, обусловленным множеством
различных причин (например, мировоззрением, воспитанием чересчур заботливыми и
властными матерями, неуверенностью в роли мужчины, типовой моделью супружества
и т.д.).
Феномен кастрирующих возлюбленных показывает, что это именно они не дорастают до партнерства, будучи лишенными способности к созданию союзов, в которых доминируют дружба, диалог и сотрудничество.
<< На главную |