Измененные состояния сознания.
Отрывок из книги Е.К.Файдыш "Измененные состояния
сознания".
... Что бы проиллюстрировать, как нужно работать с
символами, можно остановится на архетипической символике мифов и художественной
прозы, являющихся прямым отражением образов глубинного бессознательного
переживания измененных состояний сознания .
Уже в глубокой древности в индийской литературе была
разработана детальная теория скрытых, неосознаваемых воздействий. Она носила
название дхвани-расса. Согласно теории традиционной индийской поэтики,
художественное настроение создается не благодаря явным
осознаваемым образом, а скрытыми, неосознаваемыми ассоциациями. При этом
выделялось три типа "дхвани" ( скрытого
смысла ):
1. Простая мысль;
2. Представление о семантической;
3. Внушение определенного поэтического настроения ( "
раса " ) ;
Высшим поэтическим видом "дхвани" считался
последний тип, который обеспечивал наиболее глубокое эмоциональное переживание .
Первоначально выделялось 8 таких архитипических настроений (
"рас" ).Затем к ним было добавлено еще два.
При этом считалось, что наиболее глубокое переживание обеспечивается при
последовательном восприятии всех 10 "рас" в следующем порядке :
1. Эротика, любовь.
2. Смех.
3. Сострадание.
4. Гнев, ярость.
5. Мужество.
6. Страх.
7. Отвращение.
8. Изумление, откровение.
9. Спокойствие, ведущее к отречению от мира.
10. Родственная нежность, близость.
Таким образом, подчеркивалась не только важность скрытности
художественного мотива, но и выделялись базовые архетипы эмоциональных
переживаний, обеспечивающих максимальную глубину переживания. При этом была
детально разработана звуковая и смысловая методика, активирующая каждую из
"рас".
Первый - рациональный - уровень психики включает обыденные,
повседневные поведенческие механизмы, связанные с поддержанием биологического и
социального гомеостаза, с реализацией шаблонного, стереотипного поведения.
Второй уровень личности связан с интуитивной , художественной деятельностью
Отсюда - необходимость в языке символов, аналогий намеков,
широко используемых в искустве.
Такое представление о двухплановой организации психики
позволяет понять многие особенности структуры художественного произведения,
процесса его восприятия. Наличие двух уровней, двух планов человеческой психики
делает необходимым два лана в художественном произведении. Первый,
ориентированный на рациональное, логически структурированное сознание, имеющий
стройный сюжет, понятную мотивировку, обладающий занимательностью. И второй,
скрытый, образованный неявными ассоцциациями, намеками, кажущийся нелогичным, непонятным,
но тем не менее и формирующий
художественноепереживание, отличиющий бездарную подделку от
высокохудожественного произведения.
Восприятие внешней сюжетной линии,
адресованной логически структурированным уровням сознания, определяется
направленностью внимания. В то же время скрытые образы, сюжетные линии, будучи
недоступны рациональным уровням психики, будут восприняты только в том случае,
если внимание будет направлено на связанный с ними внешний сюжет, выступающий
как своеобразный носитель. Пройдя сквозь механизмы перцепции, скрытые, не
осознаваемые компоненты текста поступают к логическим ,
интуитивным и структурированным уровням психики, коотрые и определяют глубину
эмоционального переживания.
Рассмотрим теперь какими качествами должны
обладать внешняя и внутренняя компоненты текста для наиболее эффективного
воздействия на психику человека. Для этого сначала остановимся на основных
мотивах, определяющих заинтересованность рационального и интуитивного планов в
поступающей информации. Как уже говорилось, рациональный план связан с целенаправленным поведение, ориентирован на поддержание
соиалльного и психофизиологического гомеостаза. Соответственно его
заинтересованность определяется реализацией наиболее актуальных для человека
целей, разрешением тревожащих его проблем. Наличие такой проблематики в
сочетании с занимательной, обладающей новизной формой обеспечивает
заинтересованностть, концентрацию внимания. Характерным примером такой
вызывающей интерес проблемы может служить сюжет, в котором успешно решаются
неразрешимые проблемы. Идентифицируясь с одним из героев произведения, читатель
в символической форме решает свои проблемыя, выходит из тупиковой ситуации. Подобные присутствуют как в мифах и сказаках, так и во
многих современных произведениях. Достаточно вспомнить "Золушку",
"Гадкого Утенка", "Конька-Горбунка","Графа
Монтекристо" .
К наиболее распространенным сюжетным стереотипам отностяся,
в первую очередь, ориентированные на утверждение собственного величия,
могущества . Это или идентифика с культурным героем,
благородным разбойником, освободителем. Или же унижение, сбрасывание с
пьедесталов великих личностей, подчеркивание их недостатков. На этом фоне
обыватель по контрасту выглядит уже не таким ничтожным. Аналогичным образом
работает и литература, изобилующая описанием различных подлецов,
злодеев, негодяев. Это так же по контрасту повышает собственную самооценку .
Очень популярны, особенно в простонародной среде, сюжеты
апелирующие к доброте, сострадании. Это описание злоключений, страданий хорошего,
вызывающего жалость и сочуствие героя, обычно с хорошим
конццом. В этом случае читатель "разрешает" своим собственные
проблемы, идентифицируясь с героем, а с другой стороны, получает возможность
проявить свою доброту.
Еще одна, особенно бурно в наше время распространяющаяся
сюжетная направленность связана с реализацией, разрядкой заблокированных,
запрещенных желаний. Это и агрессивность, различные садо-мазохистские
направления, необузданная жестокость, жажда власти, тирании. Сюда же относятся
и всевозможные извращения сексуальности. Тут так же происходит идентификация с
одним из героев произведения и реализации запрещенных, но
тем не менее существующих и активных планов психики, имеющих, как правило,
животный, ассоциальный характер.
Следует отметить, что наиболее глубокие и сильные
переживания, вызванные обращением к интуитивным планам психики, носят
трнсперсональный характер. Это и ощущение космического единства,
"океаническое чувство", идентичность с другими об'ектами,
чуство непрерывности, преемственности во времени, иллюзорности,
парадоксальности обыденного бытия.
Борхес выделяет четыре "вечных" архитипических
темы, в том или ином виде повторяющихся в литературе с глубокой древности. Это
история о штурме и обороне укрепленного города, о возвращении, о поиске и о
самоубийстве бога. С течением времени менялась их форма, социальная
принадлежность героев, конец из удачного может становится
неудачным, но набор тем не менее остается неизменным.
Согласно Греймасу, каждое взаимодействие и отражающий его
текст могут быть представлены как спектакль. Каждый
деятель ( актант ) которого на подсознательном уровне
может мифологизироваться, т.е. приобрести соответствующую ценностную
архитипическую окраску. В таком спектакле выделяется шесть основных категорий
подсознательного мышления: суб'ект, об'ект, податель,
получатель, помошник, противник. Соответственно на мифологическом,
архитипическом уровне мышления реализуется одна из двух конструкций:
податель-об'ект-получатель
помошник-суб'ект-противник.
На это языке элементами легенды о
поисках святого Грааля будут:
суб'ект - рыцарь
об'ет - чаша святого Грааля
податель - Бог
получатель - человек .
Им же было указано, что данные структурные связи актантов
составляют основу набора ценностных ориентиорв и в современном обществе
Как уже говорилось, внешний сюжет должен затрагивать
актуапльные ценностные категории, обладать новизнойи в то же время не очень
сильно отклоняться от представлений "что имеет место быть, а чего быть не
может". А самое главное - максимально приковывать внимание, вызывать
сильную концентрацию. Именно концентрация, фиксация внимания на тексте
обеспечивает эффективное введение скрытого сюжетного плана.
Для этого используется огромное количество приемов. Так,
например, y Шекспира в "Гамлете" внимание постоянно приковывается
неожиданными непродолжительными поворотами сюжета, противоречивостью сюжета и
фабулы.
Это и "громоотводы бессмысленности", и действие в
действии, и подмена сюжетной фабулы.
При формировании определенного настроения многими писателями используется многократное повторение одной побочной ассоциативной связи. При этом запуск таких связей осуществляется и по смысловввым, и по звуковым, и по цветвым ассоциациям сразу.
<< На главную |